Ваш вопрос - наш ответ

Уважаемая администрация курсов, можно ли где-нибудь прочитать об организации работы в группах на уроке в соответствии с технологией деятельностного метода?

04.12.2015

Уважаемая администрация курсов, можно ли где-нибудь прочитать об организации работы в группах на уроке в соответствии с технологией деятельностного метода?

Вопрос:

Уважаемая администрация курсов, можно ли где-нибудь прочитать об организации работы в группах на уроке в соответствии с технологией деятельностного метода?

Ответ:

Уважаемая Валерия, добрый день. Спасибо вам за вопрос.

Действительно, в технологии деятельностного метода (ТДМ) активно используются такие формы работы как парная и групповая. Данные формы организации деятельности обучающихся, в первую очередь, могут быть применимы на этапах «Актуализация знаний», «Реализация проекта» и «Первичное закрепление». Это зафиксировано в требованиях к организации этапов урока в ТДМ. Каждая форма работы имеет свою цель.

Например, при открытии нового знания учащиеся объединяются в группы и приходят к открытию в процессе работы в группе, так как в начальной школе индивидуально сконструировать правило – очень сложная задача. А чтобы лучше закрепить новый эталон, организуется проговаривание правила во внешней речи, для этого ученики объединяются в пары и помогают друг другу, один говорит – другой слушает и корректирует. Учитель, в зависимости от поставленных задач, может применять данные формы организации деятельности учеников и на других этапах урока.

Более подробно с системой организации парной и групповой работы в ТДМ вы можете познакомиться в статье М.А. Кубышевой, И.В. Иншаковой «Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода», которая была опубликована в сборнике «Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода». Вып.5. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

Вместе с тем отметим, что сегодня перед учителем, в соответствии с современными требованиями ФГОС, стоит задача не просто научить ребят работать в парах или группах, а сформировать коммуникативные умения. В образовательной системе Л.Г. Петерсон дается описание системы формирования УУД (в том числе и коммуникативных).

Формирование у школьников любого умения (в том числе умения выполнять УУД) проходит через следующие этапы:

  • Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  • Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  • Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  • Контроль умения выполнять действие.

Ключевым звеном в данной системе является новый, разработанный в последнее десятилетие, надпредметный курс «Мир деятельности», который помогает учителю в формировании у учащихся всего комплекса универсальных учебных действий. Задача данного курса – создать теоретическую базу, то есть сформировать у учащихся знания об УУД для того, чтобы они могли ими осознанно пользоваться на предметных уроках и в жизни. Так одной из содержательно-методических линий курса является коммуникативная линия. Мы приведем несколько тем данной линии с 1 по 4 класс, чтобы показать спектр изучаемых вопросов:


1 класс: «Я ученик. Правила поведения на уроке».

«Учимся дружно. Работа в парах».

«Учимся дружно. Работа в группах».


2 класс: « Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий».

«Учимся дружно. Слушаю и слышу».


3 класс: «Учимся дружно. Что такое диалог».

«Секрет понимания».


4 класс: «Учимся дружно. Сотрудничество».

«Учимся дружно. Дискуссия».


Все линии курса, в том числе и коммуникативная линия, выстроены на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Вы можете подробнее изучить схему-аксиому «Коммуникативное взаимодействие», которая положена в основу организации парной и групповой форм работы на уроках в ТДМ (Остапович А.О. «Генезис возникновения коммуникации»).

Приглашаем Вас на курсовую подготовку по теме ««Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности" и технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС», где Вы сможете получить системное представление об организации не только парной и групповой форм работы на уроках, но и о системе формирования всех УУД, заявленных во ФГОС.

С расписанием курсовой подготовки, Вы можете познакомиться подробнее на нашем сайте: http://www.sch2000.ru/education/

Желаем успехов и новых достижений Вам и Вашим ученикам!

С уважением, старший методист Центра СДП «Школа 2000…»,

Посполита Наталья Владимировна.