Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Уважаемые коллеги! Убедительна просьба остановиться на вопросах о дидактической системе на уроках "Химии" и "Биологии" в 10-11 классах. Заранее благодарна, с уважением Марина Зиновьевна

27.11.2015

Уважаемые коллеги! Убедительна просьба остановиться на вопросах о дидактической системе на уроках "Химии" и "Биологии" в 10-11 классах. Заранее благодарна, с уважением Марина Зиновьевна

Вопрос:

Уважаемые коллеги! Убедительна просьба остановиться на вопросах о дидактической системе на уроках "Химии" и "Биологии" в 10-11 классах. Заранее благодарна, с уважением Марина Зиновьевна

Ответ:

Здравствуйте, Марина Зиновьевна!

Сначала остановимся на особенностях реализации дидактической системы в старших классах. Важнейшей составляющей дидактической системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») является технология деятельностного метода (ТДМ), которая описывает структуру урока, построенного на основе метода рефлексивной самоорганизации. Эта технология модифицируется, уточняется и развивается в соответствии с возрастной периодизацией учащихся.

Организация деятельности учащихся основной и старшей школы на уроках разной целевой направленности имеет свои особенности. Так, групповая форма работы используется не только на этапе реализации построенного проекта выхода из затруднения, а практически на протяжении всего урока, что соответствует возрастным потребностям подростков в общении со сверстниками. Для фиксации затруднения и постановки учебной цели старшеклассники не выполняют задание на пробное действие – им достаточно его проанализировать. Вы можете подробнее познакомиться с этими особенностями, обратившись к файлу: Модификация технологии деятельности метода обучения на уроках разной целевой направленности в основной школе.

К 10 – 11 классам при условии систематического применения ТДМ в организации образовательного процесса учащиеся осознают содержание и формы своей учебной деятельности, понимают, принимают и свободно применяют систему ее норм, то есть овладевают общеучебными умениями. Не смотря на это, при разработке сценариев для 10 – 11 классов следует учитывать, что в зависимости от уровня сложности материала и предметных целей урока учитель может переходить на базовый уровень реализации ТДМ – при этом роль педагога в качестве помощника усиливается и превалирует над ролью организатора. Подробнее об уровнях реализации ТДМ вы можете прочитать на нашем сайте в разделе: «ТДМ (базовый, технологический, системно-технологический)».

Теперь перейдем к реализации дидактической системы на различных учебных предметах. Школьный курс математики (1 – 9 классы) адаптирован для применения деятельностного метода обучения, что отражено в содержательно-методическом аппарате учебников по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон, а также наличии к ним методических рекомендаций и сценариев уроков, выстроенных в ТДМ. К сожалению, на данном этапе применения деятельностного метода в школе остальные учебные предметы таким методическим инструментарием пока не обеспечены. ЦСДП «Школа 2000…» готовит учителей к самостоятельной разработке уроков по различным учебным предметам, в том числе и по биологии и химии на курсах повышения квалификации. В ходе курсовой подготовки педагоги знакомятся с методическими разработками коллег по своему предмету, анализируют видеофрагменты уроков. Если Вы не можете посетить наши курсы, рекомендуем Вам изучить примеры сценариев уроков по химии и биологии на нашем сайте в разделе «Методическая копилка». Полезным для Вас может быть диск со сценариями по различным учебным предметам.

С уважением, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Рогатова Марина Викторовна