Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

Прошу оказать помощь мне и моему ребенку. Со стороны педагога много претензий.

27.12.2010

Прошу оказать помощь мне и моему ребенку. Со стороны педагога много претензий.

Вопрос подробнее

Добрый день! Прошу оказать помощь мне и моему ребенку.
Проучились 2 месяца по программе 1 класса Петерсон. Считали фигуры, предметы, картинки. Результат счета записывали цифрами. Сейчас учитель требует производить устные вычисления в течение минуты, оперируя только цифрами. Считают только 5 человек в классе, остальные используют пальцы, карандаши. Со стороны педагога много претензий. Что делать?

Ответ

Большое спасибо Вам за вопрос, так как, он может волновать многих.

В течение первых двух месяцев обучения Ваш ребенок знакомился с числами от 1 до 6. При введении каждого числа в курсе математики Л.Г. Петерсон используется соотнесение чисел с геометрическим образом, с количеством предметов, точек, изучается состав числа, сложение и вычитание чисел. При этом в курсе закладываются мощные методические механизмы, которые облегчают детям освоение счета, что и приводит в итоге к высоким результатам у большинства детей.

В течение всего этого времени учащиеся овладевали различными инструментами, которыми можно пользоваться при выполнении арифметических действий с числами. Такими инструментами могут быть: рисунки, числовой отрезок, линейка, счетные палочки и даже пальчики. Все это помогает ребенку выбрать тот инструмент, которым ему удобнее пользоваться, и который, в конечном итоге, поможет ему запомнить состав чисел и научиться уверенно выполнять все действия с числами. Поэтому то, что на данном этапе дети пользуются ими - это совершенно нормально.

Нормально и то, что учитель переходит к следующему этапу - счету в уме. Раз 5 человек в классе справляются с его заданиями, значит, уровень трудности выбран грамотно. Ведь Ваши дети ничем не хуже тех пяти, просто у них меньше опыта и тренинга.

Еще Аристотель говорил: «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не оглядываться на тех, кто сзади». Поэтому чтобы все дети стремились догнать тех, у кого уже получилось, им надо дать задание, которое потребует от них работы над собой, в данном случае, мысленных действий на основе знания состава чисел. Иначе как им осознать, что им надо работать над собой? Таким заданием здесь как раз и является быстрый счет по знаковым записям действий с числами.

Конечно, здесь не может идти речи о претензиях к детям, раздражении и пр. В дидактической системе Л.Г. Петерсон есть принцип психологической комфортности, который нацеливает взрослых создать среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы. Именно в этом, как справедливо говорил В.А. Сухомлинский, ребенок черпает моральные силы для преодоления своих затруднений.

Поэтому, возможно, у учителя - не претензии, а просто заявлен высокий уровень требований? В любом случае, чтобы помочь своему ребенку, мы Вам советуем следующее.

1. Никогда не критиковать учителя. Разрушение его положительного образа, авторитета не принесет ребенку пользы, а наоборот, выработает завышенные требования к другим, привычку в ситуации затруднения искать причины не в себе, а в окружающих. А это неизбежно приведет в будущем и к разрушению авторитета и уважения к родителям, а главное - к неуспешности, неумению изменять себя к лучшему и добиваться позитивного результата.

2. В данном случае, ребенку надо объяснить, что высокий уровень требований учителя связан с тем, что он верит, что он не хуже тех, у кого получается. Но для этого надо поработать - умения с неба не сваливаются.

3. Предложить ребенку составить план - как тренироваться. Например, сначала выучить состав каждого числа и счет в пределах этого числа (по одному числу в один-два дня), а затем - тренироваться в решении всех заданий вперемешку.

Тренироваться можно по дороге в школу и обратно, во время прогулки, в специально отведенное время и т.д. Здесь очень важно, чтобы ребенок сам выбрал и предложил, как и когда это делать. Не отрывайте ребенка от его важных и любимых дел насильно, иначе он будет разрушена мотивация, а в учении, как известно, это основное. Поэтому заранее согласуйте с ним, как и когда это делать. Если Вы каждый день будете решать с ребенком по 8-10 примеров, вычислительных проблем у него не будет никогда.

4. Замечайте любой успех ребенка, не жалейте положительных эмоций и слов «Молодец!», «Умница!», «Видишь, как у тебя здорово получается!» и т.д. При этом начните с легкого, но уровень трудности заданий постепенно, но постоянно усложняйте. Можно спросить ребенка вначале: «Как ты думаешь, а с таким трудным ты справишься? Попробуем?». Если получится - порадуйтесь вместе с ним, похвалите, а если нет - подумайте вместе с ним, что не получилось, над чем еще надо поработать, и обязательно доведите до успеха то, что начато.

Для тренировки вычислительных навыков существует огромное количество заданий, пособий, тренингов. Здесь Вы тоже можете помочь своему ребенку. Приведем лишь несколько приемов.

1.    «Домик».
На крыше записывается число, состав которого рассматривается. На каждом этаже в окнах необходимо вписать 2 числа, которые в сумме дают заданное (рис. 1).
2.    Елочка.
На макушке елки записывается число. На ветках попарно нужно записать его состав (рис. 2).
3.    Цветочек.
На лепестках цветка найти попарно числа, составляющие в сумме число в середине цветка (рис. 3).



4.    Игра «День - ночь» (или «Цепочка»).

Ребенок закрывает глаза и кладет голову на локоть - ночь. Взрослый дает ему цепочку примеров в 3 и более (вплоть до 20) действий, например, 5 - 2 + 6 - 4. Ребенок мыcлено считает и называет ответ - день. Решение проверяется и устанавливается, правильное оно или нет. Чтобы запомнить, какие действия давались, примеры лучше записывать.)

5.    Примеры с «окошками».

Подобрать в окошко подходяще число: 5 + ? = 7, 9 - ? = 3, ? - 4 = 8 и т.д.

Мы надеемся, что с помощью этих приемов Ваш ребенок легко выучит состав чисел и сможет быстро выполнять устные вычисления.

Желаем успеха Вам и Вашему ребенку!

С уважением,
методист Центра системно-деятельностной
педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Вероника Валерьевна Синицына.