Методические рекомендации

Ваш вопрос - наш ответ

Добрый вечер! Помогите! Я работаю в Лицее № 9 города Слободского. Мы обучаем детей математике по вашим учебникам. В сборнике контрольных и самостоятельных работ написано, что самостоятельные работы носят обучающий характер. Оценку за самостоятельные работ

24.10.2014

Добрый вечер! Помогите! Я работаю в Лицее № 9 города Слободского. Мы обучаем детей математике по вашим учебникам. В сборнике контрольных и самостоятельных работ написано, что самостоятельные работы носят обучающий характер. Оценку за самостоятельные работ

Вопрос:
Добрый вечер! Помогите! Я работаю в Лицее № 9 города Слободского. Мы обучаем детей математике по вашим учебникам. В сборнике контрольных и самостоятельных работ написано, что самостоятельные работы носят обучающий характер. Оценку за самостоятельные работы рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Однако наш завуч, сегодня на планёрке сказала, что нельзя всем давать исправлять оценку, а можно только тем, у кого 2. При этом она считает, что в журнал этому ребёнку после доработки я имею право поставить не выше тройки. Я с ней не согласна и даю возможность всем желающим детям исправить оценку, если они желают. Но она утверждает, что такая оценка не объективна. Как я могу доказать правильность своих действий? На какие документы могу ссылаться? Подскажите.

Ответ:
Уважаемая Лариса,

Спасибо большое за вопрос! Оценка самостоятельных работ - это очень волнующая тема для учителей, управленцев, учеников и родителей.

Во-первых, важно понимать, с какой целью учитель проводит самостоятельную работу. Действительно, существуют обучающие самостоятельные работы и проверочные самостоятельные. Традиционно управленцы и учителя, которые не знакомы с программой и методикой работы по курсу математики Л.Г. Петерсон, рассматривают проведение самостоятельной работы с целью контроля.

Цель же обучающих самостоятельных работ в курсе математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях учеников, подготовить их к внешнему контролю. Поэтому нет смысла им ставить отрицательные отметки, а необходимо зафиксировать индивидуальные затруднения и их причину, чтобы была возможность их осознать и устранить. Самостоятельные работы в данном случае - это лакмусовая бумажка, которая показывает, есть затруднения по изучаемой теме (темам) или нет.

Система организации самоконтроля и повышение мотивации учеников к учебному процессу - это те возможности, которые дают каждому ребенку уверенность в себе, создают ситуацию успеха, снимают психологическое напряжение от неудач. Это и заложено в методике организации самостоятельной работы учеников в освоении программы математики Л.Г. Петерсон. По словам самой Людмилы Георгиевны «…основной принцип проведения контроля знаний - минимизация стресса детей». Поэтому двойки за данные работы не ставятся! Оценка в руках учителя должна быть не карающим мечом, а инструментом, помогающим ребенку научиться работать над собой, преодолевать трудности, поверить в свои силы!

Обращаем Ваше внимание, что позиция автора учебника, доктора педагогических наук, профессора, Лауреата премии президента Л.Г. Петерсон, которая отражена в статье сборника контрольных и самостоятельных работ носит не просто рекомендательный характер, это выверенная временем методика работы с учениками, которая приносит положительный результат. А это, в первую очередь, интересует заместителя директора любой школы.

При этом подчеркнем, что нормативных документов, регламентирующих методы работы учителя при организации самостоятельной работы учеников по любой программе, на сегодняшний день нет. Нет документов, на основании которых с Вас могут требовать именно так работать с самостоятельными работами, а не иначе. Действительно, есть административные самостоятельные и контрольные работы, которые пишут ученики. Остальная работа – это прерогатива авторского курса и метода работы учителя, это рабочий процесс. Заместитель директора, безусловно, может включиться в этот процесс. Поводом для этого может быть, например, неуспешное написание Вашими учениками административных работ. Но чаще всего, как раз наоборот, наши дети показывают прекрасные результаты. Если же такая проблема существует, давайте постараемся вместе с ней разобраться.

Еще один важный момент – умение найти компромисс с заместителем директора. Скорее всего, в ее стремлениях нет никакого плохого умысла. Эти разговоры происходят, скорее всего, от непонимания, от своих убеждений и т.д. Спокойствие, только спокойствие… Давайте искать выходы. Важно, чтобы заместитель директора убедилась, что Вы ее слышите. Возможно, в школе будет предложено несколько ЕДИНЫХ самостоятельных работ для вашей параллели, и Вы сможете показать, что Ваша работа дает свои плоды. Можно предложить самой разработать специальные проверочные самостоятельные работы. Здесь важно помнить о принципе минимакса. Они должны быть ниже уровня обучающих работ, которые сделаны на достаточно высоком, «максимальном» уровне. Можно показать, как Вы работаете с электронными приложениями, где показан не только мониторинг достижений детей, но и фиксация результатов. Думаю, что можно предложить еще много вариантов, давайте думать, давайте вместе искать выходы из сложившейся ситуации. Понятно, что эта ситуация Вас задевает, волнует. Но это жизнь. Применяем деятельностный метод и ищем выходы из затруднений.

Теперь еще несколько слов уже о конструктивной работе с учениками. В Центре системно-деятельностной педагогики разработаны уроки рефлексии, которые помогают учителю организовать системную работу по организации тренинга, самоконтроля и самооценки учащихся, что является не только важной задачей нашей программы, но и требованием ФГОС на сегодняшний день. За данный урок ученик может получить несколько отметок. Радом с отметкой «3» можно поставить отметку «4» или «5», не заменяя одну другой. Важна, в конечном счете, не сама отметка, а те усилия ребенка, тот результат, который она выражает. Отметим, что на уроках рефлексии оценивается не столько результат обучающей самостоятельной работы, сколько умение увидеть и исправить свою ошибку. Именно этот результат оценивается на уроке.

Отметим, что объективность оценки - это очень условное понимание! Нельзя оценить процесс осмысления учеником своих ошибок, но можно зафиксировать некий результат и дать ему понять, какой результат получен. Процесс усвоения нового материала у каждого ученика индивидуален, темп усвоения разный. Многие учителя отводят определенный период для усвоения темы, пересдачи темы (до проведения контрольной работы), когда ученик может тренироваться столько раз, сколько ему необходимо, выполнять тренировочные и самостоятельные работы. И на наш взгляд, это абсолютно оправдано.

Более подробно по организации работы на уроках рефлексии, системе оценивания Вы можете узнать в разработанных сценариях к урокам математики, а также в дистанционных практических занятиях, которые скоро будут размещены на нашем сайте.

Желаем Вам успехов в работе и возможности найти точки соприкосновения с администрацией Вашей школы!

Мы ценим Вашу работу и работу Лицея № 9 г. Слободского!!!

С уважением, старший методист ЦСДП «Школа 2000…»

Посполита Наталья Владимировна