Образовательная программа "Школа 2000..."

Ваш вопрос - наш ответ

Уважаемая Людмила Георгиевна! Мне близка идея деятельностного метода, хотя в своей работе я только начинаю его осваивать. Вопрос такой: считаете ли Вы, что по принципу деятельностного метода должны проходить все без исключения уроки в начальной школе? Зар

21.10.2014

Уважаемая Людмила Георгиевна! Мне близка идея деятельностного метода, хотя в своей работе я только начинаю его осваивать. Вопрос такой: считаете ли Вы, что по принципу деятельностного метода должны проходить все без исключения уроки в начальной школе? Зар

Вопрос:
Уважаемая Людмила Георгиевна! Мне близка идея деятельностного метода, хотя в своей работе я только начинаю его осваивать. Вопрос такой: считаете ли Вы, что по принципу деятельностного метода должны проходить все без исключения уроки в начальной школе? Заранее спасибо. С уважением, Наталия.

Ответ:
Здравствуйте, уважаемая Наталья. Постараемся кратко ответить на Ваш вопрос.

Для того, чтобы в нем разобраться, давайте поймем: а зачем нужен деятельностный метод, что это за инструмент? Тогда мы сможем ответить на вопросы: когда его применять, нужно ли это делать на каждом уроке?

В основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО лежит системно-деятельностный подход (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).

Принципиальным отличием нового стандарта является то, что помимо предметных результатов школа должна создавать условия для получения учащимся надпредметных и личностных результатов.

Другими словами: помимо того, что школа ориентируется на достижение результатов по математике, русскому языку и т.д., необходимо научить учащегося и другим умениям, которые сейчас необходимы в жизни. Например, умение общаться, умение достигать цель, умение работать с текстом и т.д.

Если с предметными умениями всё более-менее понятно, и у педагогов есть известный, надежный педагогический инструмент – объяснительно-иллюстративный метод обучения, то как достигать надпредметных результатов – это для многих остается большим вопросом.

В нашем Центре задача достижения нового качества образования была зафиксирована более 20 лет назад. Вместе с методологами, на основе системно-деятельностного подхода, на основе достижений традиционной школы был разработан новый педагогический инструмент – технология деятельностного метода обучения. Ее задача – создать для ученика условия, когда у него только формируются предметные знания и умения, но и деятельностные способности.

Новые стандарты для нас – это фиксация на законодательном уровне необходимости движения в этом направлении. Мы к этому готовы.

Поэтому ответ на Ваш вопрос таков: если Вы ставите цель формирования УУД у учащихся, то необходимо выбирать для этого подходящий инструмент. Мы предлагаем технологию деятельностного метода и обосновываем, почему она именно такая, почему она позволяет системно работать на этот результат. К сожалению, в рамках ответа на вопрос мы не сможем это подробно объяснить. Но предлагаем Вам книгу, где подробно описывается этот аспект.

В идеале это так. Теперь о реалиях. Всегда ли у учителя получается организовать такой урок? Нет. Но если цель такая стоит, то стремиться к этому надо.

Для того, чтобы помочь учителю грамотно строить уроки в соответствии со Стандартом мы Вам рекомендуем воспользоваться сценариями уроков, которые разработаны в Центре системно−деятельностной педагогики «Школа 2000…». Сценарии представлены на CD-дисках. На них собраны образцы сценариев уроков открытия нового знания и рефлексии к учебнику математики для начальной и основной школы автора Л.Г. Петерсон по программе «Учусь учиться». Целью этих сценариев является оказание методической помощи учителям на этапе освоения технологии деятельностного метода. Сценарии составлены в соответствии с требованиями Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» Академии ПК и ППРО к структуре уроков по технологии деятельностного метода, тематическим и поурочным планированием для соответствующего класса. Каждый сценарий урока на диске включает в себя:

1) Подробное описание сценария урока (MS Word 2003) и презентацию к уроку (MS PowerPoint 2003). К некоторым урокам имеются файлы для смарт-доски.

2) Демонстрационный и раздаточный материал (MS Word 2003).

Диск может быть полезен педагогам, осваивающим деятельностный метод обучения как самостоятельно, так и на курсах повышения квалификации Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» Академии ПК и ППРО.

Диски созданы для 1−4 классов как для учебников на печатной основе, так и для комплекта «Учебник в твердом переплете + рабочая тетрадь».

Эти сценарии помогут Вам системно реализовывать деятельностный метод обучения на математике. Потом, постепенно, Вы сможете сами строить уроки в деятельностном методе и по другим предметам. Здесь, главное, продвигаться в комфортном для себя режиме и получать удовольствие от работы. Результат обязательно будет.

Так же мы можем предложить Вам методические пособия по курсу «Мир деятельности» 1−4 классов.

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - это формирование умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий. Это актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Курс «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Подробно о данных пособиях Вы можете прочитать на нашем сайте sch2000.ru.

Желаем Вам успехов в освоении деятельностного метода обучения.

Методист ЦСДП «Школа 2000…»

Грушевская Л.А.