КОНСУЛЬТАЦИЯ № 2

«Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания»

В. А. Сухомлинский

Тема: Методические рекомендации к родительскому собранию по теме: «Учиться… А что это значит?» (Тематическое собрание)
  • Программа «Мир деятельности» помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»

В.А. Сухомлинский

  • Урок по теме «Учиться… А что это значит?» начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы. Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. Поэтому данное родительское собрание лучше провести в августе, перед началом учебного года. Это позволит родителям будущих первоклассников понять, чем будет отличаться процесс обучения их детей от того, как учились они. Данное собрание поможет мотивировать родителей к активному участию в школьной жизни своего ребенка. Важно, чтобы родители будущих первоклассников были включены в работу собрания. Для этого собрание можно провести в форме мастер-класса, используя методические материалы урока и технологию деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.
  • При организации родительского собрания Вы можете воспользоваться предлагаемым вариантом проведения мастер-класса. Перед началом собрания необходимо озвучить цели собрания, обратить внимание на форму проведения:

  • "Собрание будет проходить в форме мастер-класса, что позволит вам почувствовать себя в роли современных учеников. Вы познакомитесь со структурой урока в технологии деятельностного метода, узнаете, как будут проходить уроки. По ходу собрания я буду называть каждый этап собрания (такие же этапы образуют структуру уроков, построенных в технологии деятельностного метода). У вас будет возможность поучаствовать в каждом этапе и понять, что делают ученики на данном этапе и почему".

  • Отметим, что предложенные материалы мастер-класса учитель может использовать для организации и проведения родительского собрания, независимо от класса обучения.


Цели собрания:

  • Уточнить современные цели образования, требования к результатам обучения.
  • Познакомить родителей с новым методом обучения.
  • Сформировать представление об учебной деятельности и двух ее основных этапах.
  • Мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы.


Подготовительная работа

  • Постарайтесь оформить класс так, как он будет оформлен 1 сентября, чтобы родители смогли увидеть и почувствовать атмосферу класса, где будут учиться их дети.
  • Специально к родительскому собранию на доске прикрепите высказывания по теме собрания: «Учиться никогда не поздно» (пословица); «Век живи – век учись» (пословица); «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу) и другие.
  • Оформите выставку учебных пособий для первоклассника, литературы для родителей.
  • Подготовьте для демонстрации родителям наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика».[1]
  • Продумайте, как лучше поставить столы в классе, чтобы организовать групповую работу с родителями. (Можно на столы заранее расставить таблички с фамилией и именем ребенка, тогда родители будут садиться на определенные места.)
  • Подготовьте бумагу, маркеры и другие необходимые канцелярские принадлежности.
  • Подготовьте анкету для обратной связи.
  • Составьте список интересующих Вас вопросов.
  • Оформите презентацию к собранию.

В Приложении 1 Вы найдете материал для составления своей презентации.

(Для того, чтобы скачать файл, нажмите правой кнопкой мыши на ссылку, и выберите в меню пункт "Сохранить объект как...")


Примерный план проведения собрания в ТДМ

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Вступительное слово учителя. Приложении 1. Слайды 1-3.

  • Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе. Приложении 1.Слайд 4.

Учитель предлагает родителям закончить пословицы, записанные на доске или на экране: Приложении 1. Слайд 5

Ученье и труд… (рядом живут).

Знание и мудрость… (украшают человека).

Ученье - свет, а … (неученье – тьма).

Не стыдно не знать –… (стыдно не учиться).

Ученья корень горек,… (да плод сладок).

Ученье лучше… (богатства).

Рукой победишь одного,… (головой – тысячи).

Учиться всегда … (пригодиться).

Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах (тогда заранее подготовить на каждую группу карточку с незаконченными пословицами). После озвучивания пословиц учитель делает вывод о важности учения во все времена, напоминает об изменениях в образовательной политике государства, о ФГОС, о ключевых изменениях в требованиях к результатам образования. (Для этого можно использовать материалы консультации №1 и Приложении 1, Слайды 6-7)

  • Зачем дети ходят в школу? (Учиться.)

Учитель открывает на обычной доске изображение Смайлика или Приложении 1. Слайд 8

  • Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и новый друг наших детей. Он будет вместе с нашими первоклассниками «учиться» в первом классе.
  • Учиться – это особая работа. Теперь у ваших детей тоже будет такая работа – УЧИТЬСЯ. (Приложении 1. Слайд 8, анимация 1)

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания. Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения. Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, учитель предлагает выполнить пробное действие. (Приложении 1. Слайд 9)
  • Чтобы понять, в чем заключается пробное действие нашего собрания я предлагаю вам проиграть этот этап.
  • Учиться… Задумывались ли вы над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «учиться?» (Варианты ответов родителей.)
  • «Чтобы читать интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь … что делать»? (Учиться.)

Учитель обращает внимание на тему собрания, записанную на доске или открывает слайд «Учиться… А что это значит?» (Приложении 1. Слайд 10)




  • На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Учиться… А что это значит?)

Задание на пробное действие:

  • А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.
  • Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться? (Родители называют варианты ответов.)
  • У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?
  • Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!
  • На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос «Что значит учиться?»)

(Продолжительность этапа: 5 минут)


3. Выявление причины затруднения.

  • Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать. Вы заметили, что во время каждого урока в технологии деятельностного метода дети узнают, как надо относиться к затруднению.
  • Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться?».) (Приложении 1. Слайд 11, анимация 1-2)
  • Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают), что позволит перейти к следующему этапу.

(Продолжительность этапа: 2 минуты)


4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Если мы не знаем ответа на вопрос «Что, значит, учиться?», что нам надо узнать? (Нам надо узнать ответ на вопрос «Что значит учиться?») (Приложении 1. Слайд 12)
  • Вы сформулировали цель нашего сегодняшнего собрания. (Учитель фиксирует цель на доске.) (Слайд 12, анимация 1)
  • Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).

Учитель может предложить свои варианты: прочитать в специальной книге, попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых, узнать самому, а потом проверить в учебнике (по эталону). По желанию, можно прочитать высказывание Конфуция: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете». (Приложении 1.Слайд 12, анимация 2)

  • Наши первоклассники сами будут открывать новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Что значит учиться?».

(Продолжительность этапа: 3 – 4 минуты)


5. Реализация построенного проекта.

  • На этапе реализации проекта чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаково в форме эталона. Давайте посмотрим, как это будет проходить на уроке у наших первоклассников. (Приложении 1. Слайд 13)
  • У кого только ни спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» – никто не смог дать точный ответ. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».

По ходу рассказа открыть слайд из презентации или на доске к изображению Смайлика с вопросом в облачке: «Учиться… Что это значит?» надо добавить два шага учебной деятельности из демонстрационного пособия «Учусь учиться, или Приключения Смайлика», расположив их на доске обратной стороной. (Приложении 1. Слайд 14)

  • Как вы думаете, почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (Ответы родителей.)
  • Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (Ответы родителей.)
  • Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас?
  • Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)
  • Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, вязали кофточку…

На слайде презентации в облачке вместо «Учиться… Что это значит?» появляется табличка: «Делаю сам!» (Приложении 1.Слайд 14, анимация 1) , или учитель на доске прикрепляет карточку со словами: «Делаю сам!». Чтобы родители при организации диалога чувствовали себя комфортно, учитель уточняет вопросы, помогает формулировать ответы.

  • Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу все получается? (Может не получиться.)
  • Если у вас что-то не получилось, у вас возникло затруднение, надо остановиться и подумать. Над чем будете думать? (Что я не знаю.)

Если родители задают вопрос: «Что я не умею?» учитель уточняет, что для того, чтобы уметь, надо сначала узнать, как правильно действовать.

  • Что вам показало пробное действие? (Что мы не знаем ответ, на вопрос: «Что значит учиться?»).
  • Вы определили, что вы не знаете. Это и есть первый шаг учебной деятельности.

На слайде слева от Смайлика появляется первая картинка или открыть на доске 1-й этап учебной деятельности из демонстрационного пособия «Учусь учиться». (Приложении 1. Слайд 14, анимация 2)

  • Когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо понять, что я не знаю. Чтобы первоклассники самостоятельно сделали данный вывод на уроке, они сами вместе со Смайликом, пытаются собрать головоломку. А когда сам человек понял, что он не знает, что он будет делать дальше? (Узнавать.)
  • Кто будет узнавать? (Сам этот же человек.)
  • Поэтому дети вместе со Смайликом приходят к выводу – надо самим найти способ как собрать головоломку. Учитель предлагает детям самим придумать, как собрать головоломку, ненавязчиво помогает детям сначала фронтально с помощью наводящих вопросов, а затем индивидуально собрать головоломку.

Можно родителям продемонстрировать головоломку.

  • Пока учащиеся собирают головоломку, учитель незаметно для них открывает на слайде вторую картинку (Слайд 14, анимация 3) или на доске 2-й этап учебной деятельности из демонстрационного материала «Учусь учиться». Таким образом, дети узнают ответ на вопрос «Что, значит, учиться?», который фиксируется на карточке – эталоне.

Учитель показывает папку с эталонами к курсу «Мир деятельности» 1 класс «Мои открытия» и первый эталон к уроку 1. Объясняет, как помочь детям дома оформить обложку альбома для эталонов (вписать имя, наклеить фотографию).

Желательно продемонстрировать эталоны по математике для первого класса «Построй свою математику», объяснить, как будет организована работа с ними.

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)


6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • На этапе первичного закрепления(Приложении 1. Слайд 15) учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. На данном уроке учащиеся проговаривают сначала все вместе (хором) – что значит «я учусь», а затем объединяются в пары, поворачиваются лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой, каким-либо движением, что они будут делать, если что-то не получилось, как они будут выполнять 1-й шаг, 2-й шаг.
  • Для вас я подготовила специальные задания для этого этапа нашего собрания. У вас на столах лежат карточки с описанием ситуаций, в которых учащиеся выполняют домашнее задание. Я вам предлагаю в группах прочитать, обсудить данные ситуации и сделать вывод, учатся ли ученики в этих ситуациях или они не находятся в учебной деятельности. (Приложении 1. Слайд 15, анимация 1),

При подготовке к родительскому собранию учитель может подобрать и предложить для обсуждения свои ситуации или воспользоваться предложенным материалом: Приложение 2.

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • На этапе самостоятельной работы (Приложении 1. Слайд 16)используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На данном уроке дети будут САМИ собирать головоломку-круг, которая размещена в разрезном материале учебного пособия. Данное задание не только позволит учащимся самостоятельно осуществить два шага учебной деятельности, которые дети открыли на уроке, но и позволит выполнить полезное задание на формирование понятий «часть – целое», связанное с уроками математики. На уроках математики первоклассники будут учиться делить фигуры на части и составлять целые фигуры из частей.[2]

При желании учитель может предложить родителям самостоятельно собрать один из квадратов.

  • А для вас я подготовила для этого этапа нашего собрания специальное задание.

Для самостоятельной работы родителям можно предложить, опираясь на эталон, сформулировать и записать ответ на вопрос, что значит учиться и проверить себя по эталону для самопроверки. (Приложении 1. Слайд16, анимация 1)

  • Вы сами узнали ответ на вопрос, что значит учиться: «Учиться – это, значит, когда сам что-то делаешь, и не получается. Во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)


8. Включение в систему знаний.

  • На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний. В нашем случае на этом этапе дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на уроках.

Учитель демонстрирует Смайлик-солнышко родителям, рассказывает, что на занятиях по курсу «Мир деятельности» дети будут сами открывать знания о каждом личностном качестве и фиксировать в эталоне. В первом классе пройдут уроки по следующим темам:«Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности; терпение в учебной деятельности; честность в учебной деятельности». (Приложении 1. Слайды 17-18)

(Продолжительность этапа: 3 минуты


9. Рефлексия деятельности на уроке.

  • На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать. Конечно, учитель учитывает возрастные особенности детей. В первом классе дети приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. Предлагаю вам проиграть диалог, который проводит учитель на данном уроке: (Приложении 1. Слайд 19)
  • Вспомните, что же вы узнали на своем первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)
  • Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
  • Кто сам научился составлять головоломку-круг? Молодцы!
  • А кто понял, что такое учиться? Отлично!
  • Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
  • А теперь поработаем с «Лесенкой успеха».

Учитель демонстрирует учебное пособие. Обращает внимание родителей, что лесенка успеха изображена в конце каждого урока. С помощью этой лесенки дети будут оценивать свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке. (Приложении 1. Слайд 19, анимация 1)

  • Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?
  • Кто из вас может рассказать почему?
  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?
  • Кто из вас может рассказать почему?
  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?
  • Кто из вас может рассказать почему?

Далее можно сказать родителям, что учитель на уроке, по возможности, старается выслушать разные мнения, хвалит и тех, кто поставил себя на верхнюю ступеньку, и тех, у кого остались еще вопросы. В результате ученики понимают, что если затруднение зафиксировано, то это первый шаг к тому, что оно обязательно будет преодолено.

Если родители оценят свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.

  • Данный урок – это первый шаг в формировании умения учиться. Появляются вопросы: Что такое пробное действие? Как относиться к затруднению? Как проверить свою работу? Как исправить ошибку? Как семья может помочь в учебе? и другие. Ответы на все эти вопросы мы обязательно будем искать вместе с детьми на уроках по курсу «Мир деятельности» и, конечно, вместе с вами. Я приглашаю вас на первый урок к детям, на котором они будут искать ответ на вопрос «Учиться… А что это значит?»

(Приложении 1. Слайд 20, анимация 1)

В заключении учитель сообщает родителям, что на предметных уроках и уроках курса «Мир деятельности» дети будут учиться проходить два этапа учебной деятельности. А как это будет у них получаться, дети будут оценивать на обратной стороне нового эталона, который подарил им Смайлик. Здесь изображена карточка «Копилка моих достижений». (Приложении 1. Слайд 21)

Основной целью использования индивидуальной карты является формирование у учащихся самооценки своих знаний и умений по программе «Мир деятельности». Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели на любом предметном уроке, по выбору учителя. В «Копилке моих достижений» указаны тема урока, после которого проводится данная самодиагностика, и две шкалы: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Самодиагностика проводится в соответствии с критериями, предложенными учителем. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат за день любым значком (крестиком, штрихом) следующим образом: высокий уровень – выше средней линии (на сколько – ученик решает сам), средний уровень – на уровне средней линии, ниже среднего и низкий – соответственно немного или много ниже средней линии. Один раз в неделю учитель собирает карточки для получения общей картины деятельности учащихся.

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)

Подведение итогов первого собрания.

Можно предложить родителям высказать свое мнение или заполнить анкету обратной связи. А подтверждением вывода собрания могут быть слова:

«Если ты дашь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда».

Восточная мудрость

(Приложении 1. Слайд 22, анимация 1)

(Продолжительность этапа: 5 – 7 минут)


Анонс.

  • Вы познакомились с содержанием первого урока по курсу «Мир деятельности». У наших детей впереди много новых интересных уроков. Одни уроки мы будем записывать на видео, чтобы на родительских собраниях обсудить вместе с вами. На другие мы будем приглашать вас, чтобы вы увидели, как учатся учиться ваши дети.

А на следующем собрании мы обсудим какова роль учителя на уроке, каковы правила поведения ученика на уроке, зависят ли они от роли учителя? Тема следующего собрания: «Учитель и ученик. Правила взаимодействия». (Приложении 1. Слайд 23)

(Продолжительность этапа: 2 – 3 минуты)

Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое.

Г.А. Медынский

(Приложении 1. Слайд 24)

Желаем Вам удачи и творческих успехов!
Мы вместе, значит, у нас все получится!

[1] Наглядное пособие «Учусь учиться или приключения Смайлика». – М, Ювента, 2010.

[2] С целью тренировки умения составлять фигуры из частей дома можно порекомендовать родителям использовать развивающие игры Б. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор» и др.

Б. П. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. — М, Просвещение, 1991.