Ответы Л.Г.Петерсон на вопросы портала "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники" - netedu.ru

Ответы Л.Г.Петерсон на вопросы портала "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники" - netedu.ru 12.05.2012
Ника Олеговна:
Уважаемые Господа! А вы интересовались у родителей и учеников как им "весело" учиться по таким учебникам? Бедные дети, в их несчастные головы впихивается столько... с 1-го класса, в конце года ребенок сообщает, что он ненавидит школу, учителя и математику, которая до этого его интересовала!


Л.Г.Петерсон:

Уважаемая Ника Олеговна!

Наша программа существует уже более 35 лет, и за это время, естественно, мы внимательнейшим образом изучили плюсы и риски своей программы.

Плюсов много, именно поэтому программа получила значительное распространение (причем не только в России, но и за рубежом) без какого бы то ни было продвижения «сверху» (не сомневаюсь, что Вы как специалист муниципалитета можете это подтвердить). Главный плюс - это её высокая результативность, причём не только в ЗУН, но и в тех показателях, которые выдвинуты сегодня как приоритеты ФГОС. В том числе, высокий познавательный интерес детей, развитие у них познавательных процессов, самостоятельности, мотивации к учению, способностей к рефлексивной самоорганизации и многое другое.

Но речь сейчас не плюсах, а о рисках. Основным риском является недостаточная подготовка учителей, методистов, управленцев к реализации системно-деятельностного подхода, много лет назад положенного в основу нашей программы, а сегодня – в основу ФГОС.

Вы, конечно, понимаете, что изменение парадигмы образования, которое предполагает ФГОС, это не пустые слова, а изменение мировоззрения педагога, его метода и принципов работы, технологий, методик. К сожалению, сегодня далеко не все это осознали, тем более, не все готовы к такому саомизменению, и уж тем более, не все прошли необходимую подготовку. Возникающие вопросы обычно достаточно быстро снимаются при знакомстве с предложенной нами системой работы. Как сказала мне одна учительница в далеком 91-м году при более подробном знакомстве с программой, а при первоначальном просмотре учебников - оценившая её резко негативно, «ну, если детей ТАК учить, то, конечно, они будут это знать».

На Ваш вопрос ответ тоже простой. Дело в том, что программа принципиально не предполагает, что в головы детей кто-то что-то ВПИХИВАЕТ. Деятельностный метод – это новый педагогический инструмент, который позволяет организовать самостоятельное движение детей вперед в своем темпе и на своем уровне трудности. Создается ситуация, о которой образно говорил В.Ф. Шаталов: если огурец положить в рассол, то хочет он или не хочет, через 3 дня будет солёный. Практика показала, что «рассол» (то есть учебники, технологии, методики) с задачей высокого качества современного образования хорошо справляется. Но «рассол» надо научиться готовить. А то ведь огурцы можно и испортить.

Ситуация, которую Вы описываете, очевидно, недопустима. Причина понятна - учитель, возможно, из лучших побуждений, но где-то не включает способы работы, заложенные в программе. Например, невооруженным глазом видно, что здесь нарушены сразу 5 (из семи) дидактических принципов, которые исключают подобную ситуацию и которые технологически и методически в программе обеспеыены - это принципы психологической комфортности, минимакса, творчества, вариативности. И здесь два выхода - либо подготовить учителя, либо перейти на другую программу, по которой он готов работать.

Чтобы минимизировать риски, мы последние 17 лет создаем систему качественной подготовки педагогов всех уровней. И сегодня такая система создана на базе АПК и ППРО. Это и многоуровневая система курсов повышения квалификации для всех категорий работников образования – воспитателей, учителей, завучей, методистов, директоров, управленцев. Это и выездные, и дистанционные курсы.

Мы также поняли, что одними курсами повышения квалификации при освоении деятельностного метода обучения дело не может ограничиться – нужна система методического сопровождения учителя в школе и в своём регионе в удобном для него режиме. За последние 6 лет мы накопили опыт построения таких школьных и региональных моделей.

В настоящее время наша экспериментальная площадка включает около 250 образовательных учреждений в 38 субъектах России. Приглашаем к сотрудничеству Таганрог.

Наш телефон: (495) 7978977,

По вопросам сотрудничества с регионами спросить Туркину Людмилу Васильевну, Петелину Наталью Николаевну.

В конце мая в нашем Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО состоятся разнообразные курсы.

Более подробную информацию о программе и курсах повышения квалификации можно узнать на нашем сайте www.sch2000.ru.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."


С другими ответами Л.Г.Петерсон Вы можете ознакомится на портале netedu.ru

Версия для печати