Информация в СМИ о прошедшей конференции 4-6 апреля 2012 года: «Новый стандарт начальной школы: орех не по зубам?»

Информация в СМИ о прошедшей конференции 4-6 апреля 2012 года: «Новый стандарт начальной школы: орех не по зубам?» 20.04.2012
В АПКиППРО прошла конференция “Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного подхода Л.Г. Петерсон”. Тема выбрана не случайно, поскольку сейчас большинство учителей весьма слабо представляют себе, что и как нужно делать, чтобы выполнить все требования нового государственного стандарта начальной школы. Конечно, у всех на слуху опыт таких известных педагогов, как Занков, Эльконин, Давыдов, Гальперин и пр., однако сейчас следует обсудить возможность использования тех методик и технологий, которые могли бы взять на вооружение все, кто действительно заинтересован в достижении высоких результатов, важно внедрять методики и подходы, годные для массового употребления. По словам проректора академии Ларисы Горбуновой, “необходимо обсудить, что делать, чтобы достижение результатов было не только гарантированным, но и легким, понять, что мешает нам внедрять перспективные разработки и транслировать передовой опыт экспериментальных площадок в массовую школу”.

Как отметил в своем выступлении ректор АПКиППРО Эдуард Никитин, за 20 лет реформ мы так и не нашли ответа на вопрос, чему учит постсоветская школа. И заслуга ФГОС в том, что он дает учителю и ученику четкие ориентиры, определяя три вектора развития – личностный, предметный и межпредметный. При этом на первое место теперь выходит вопрос не ЧТО делать, а КАК делать: как на основе типовых рекомендаций составить учебную программу, как формировать учебные навыки, как составлять КИМы, как реализовать деятельностный подход и пр.

Но, несмотря на то что в основе ФГОС заложены самые передовые и перспективные идеи, уже сейчас очевидна опасность формального подхода к реализации государственного стандарта. Об этом в своем докладе на конференции предупредила автор системно-деятельностного подхода Людмила Петерсон. По ее словам, то, о чем написано в тексте стандарта, было сказано еще Сократом, затем повторено Дистервегом, Ушинским, Занковым. Это истины, открытые давным-давно. Однако перейти от слов к делу удается далеко не каждому, даже если есть четкое понимание необходимости что-то менять. А менять в преподавании надо очень и очень многое. За последние десятилетия мир очень сильно изменился, информация устаревает очень быстро, и учитель уже не может ограничиваться преподаванием каких-либо незыблемых истин, он должен помогать ученику ориентироваться в потоках информации, критически оценивать полученные сведения, взаимодействовать с источниками и носителями информации.



Одна из главных мыслей, которая прозвучала на конференции, сводилась к следующему: сейчас, в довольно трудное для российской школы время, главное внимание следует уделить именно подготовке учителя, его квалификации, умению использовать самые передовые методики и технологии, владению ИКТ и пр. Именно от учителя зависит, насколько его ученики смогут вписаться в современный мир, стать успешными. А все остальное – новые информационные технологии, компьютерная техника, учебники, программы и т. д. служат лишь для обеспечения полноценной деятельности учителя, то есть являются хоть и очень важными, но все-таки второстепенными элементами.

Если развить эту мысль и дальше, мы придем к тому, что ставшее модным в последнее время стремление на первое место поставить не учителя, а ученика, его желания и стремления, на самом деле ошибочно, поскольку превращает педагога и всю систему образования в некую обслугу, призванную удовлетворять самые разнообразные прихоти заказчика. Учитель, а не ученик или родитель, определяет, что и как следует делать, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка, заложить в него главные компетенции, дать объем знаний и умений, воспитать, сформировать мировоззрение. Но для этого учитель должен стать в высшей степени профессионалом, владеющим всеми необходимыми для этого передовыми методиками и технологиями. Например, методикой системно-деятельностного подхода, разработанной коллективом Ассоциации “Школа 2000…” под руководством Л.Г. Петерсон.

Любопытно, что, рассказывая о преимуществах своего подхода, Людмила Георгиевна никоим образом не стремилась внушить мысль, чтобы как можно больше учителей перевести на обучение по ее программе и учебникам. Наоборот, она уверена, что системно-деятельностный подход эффективен только при условии, если педагог самостоятельно стремится внедрить его на своих уроках, старается овладеть теорией и практикой. А это возможно лишь когда человек не боится уйти от стереотипов и перестроить процесс обучения, достигая новых результатов, если он открыт для общения и воспринимает то, что ему говорят опытные коллеги.

Но тут-то и кроется главная причина неприятия системно-деятельностного подхода в основной массе педагогов.

Заведующий кафедрой психологии и педагогики детства ЛОИРО Анна Буренина в своем выступлении отметила, что овладение любой новой методикой сложно, поскольку требует от человека усилий, а чем больше у него за плечами опыта, тем сложнее ему отказаться от знакомых подходом и перейти к чему-то необычному, нестандартному. Сейчас большинство действующих педагогов имеют образование, полученное еще в советские времена, и далеко не все из них благостно воспринимают новые веяния, понимают и принимают появившиеся в постсоветскую эпоху идеи, методики, подходы, технологии. Им кажется, что, если бы в школе продолжали преподавать так, как это делали во времена СССР, наша система образования до сих пор была бы самой лучшей в мире. Однако надо понимать, что с тех пор мир в целом и наша страна в частности очень сильно изменились, общество стало уже другим, и те подходы, которые давали очень хорошие результаты в 70-80-е годы, сейчас уже не дадут желаемого результата. К тому же педагогическое сознание само по себе, независимо от возраста учителя, крайне инерционно, изменить его довольно сложно. Ведь педагог привык втолковывать детям одни и те же истины, правила, нормы, причем делает это, как правило, одними и теми же методами, а значит, структуру мышления здесь можно поменять только при условии, если человек сам желает этого и понимает необходимость такой модернизации.

Поэтому-то участники конференции так оживились, когда выступающий процитировал с трибуны слова одного методиста, сказанные в другом месте и в другое время, но по тому же поводу: “Если бы я был министром образования, то категорически запретил любые инновации!” Оно и понятно, ведь среднестатистический учитель устал от постоянных новшеств, он уже плохо понимает, что от него хотят, ибо хотят очень многого и сразу. Учителю нужны простые и четкие рекомендации, нужны понятные требования и, самое главное, ориентиры, чтобы понять, в каком направлении двигаться. ФГОС, по идее, способны все это ему дать, однако от учителя при этом требуется хорошая подготовка, причем не только практическая, но и теоретическая. И вот тут, как оказывается, существуют серьезные проблемы: учителя весьма неохотно впитывают теорию, считая, что и так уже все знают, и думая, что самое главное – это практика. Поэтому на прилавках и на сайтах они ищут, как правило, разработки уроков, презентации и готовые материалы, которые можно использовать в своей деятельности, а вот какие-либо теоретические статьи предпочитают пролистывать. Между тем именно знание теории позволяет человеку понять, почему тот или иной метод плохо работает в той или иной ситуации, почему необходимо перейти на новые подходы, в чем их преимущество по сравнению со старыми и пр. Причем многие учителя действуют интуитивно, понимая, в каком классе можно реализовать коллективную систему обучения, а в каком нет, где применение опорных конспектов оправданно, а где стоит использовать другие методы. Но все-таки для осознанного изменения подходов к обучению, следует обладать хорошей теоретической подготовкой, чтобы опираться не на предчувствие, а на трезвое понимание ситуации, уметь анализировать и делать выводы.

Наконец, чтобы начать учить по-новому, необходимо очень ясно осознавать, что следует произвести коренные изменения в управлении образовательным процессом. Иными словами, принять новые подходы должны не только сами педагоги, но также директор и его заместители. Именно поэтому, как отметили большинство выступающих, обучение в Центре системно-деятельностного подхода следует пройти прежде всего руководителям, чтобы их управленческие решения по внедрению новых методик и технологий носили четко спланированный и осознанный характер.



К сожалению, по мнению большинства участников конференции, на сегодняшний день существует достаточно факторов, тормозящих внедрение системно-деятельностного подхода в школы. Например, педагогические вузы далеко не всегда идут навстречу школам, чтобы помочь им правильно организовать эксперимент по внедрению передовых методик. Система педобразования, призванная давать стране молодые квалифицированные кадры, плетется в хвосте инноваций, поскольку, чтобы научить будущих преподавателей чему-то современному, необходимо самим владеть этим в совершенстве. Проблема, как отметили многие выступающие, еще и в том, что ФГОС начальной школы с самого начала был задуман как перспективный документ, потенциал которого рассчитан на 20 лет вперед, в то время как стандарты вузовского образования с ним абсолютно не стыкуются. Получается, что вуз ни по документам, ни по факту не заинтересован готовить кадры для современной школы и не отвечает за результат своей работы. А ведь, как известно, процент выпускников педвуза, идущих работать по специальности, пока что очень мал, причем количество молодых педагогов, покинувших школу в течение первых 1-3 лет, превышает все разумные пределы. Не исключено, что проблема тут не только в низкой зарплате учителя, но и в низкой квалификации, отсутствия логической связи между тем, чему его учили в вузе, и тем, с чем он столкнулся в реальности.

Ситуацию призваны спасти институты повышения квалификации, которые есть в каждом регионе. Однако при нынешнем положении дел, когда учитель должен пройти курсы раз в пять лет, система себя не оправдывает. Ведь нередко дело ограничивается формальным подходом, когда всего несколько занятий или участие в каком-либо мероприятии зачитывают за полноценные курсы повышения квалификации, в объеме 72 часов. Многие организации уже предлагают за определенную плату документы об окончании этих курсов. В результате педагог, посетив раз в пять лет цикл занятий, и не пытается изменить что-либо в преподавании.

Изменить ситуацию призваны общественные методисты, которые организуют сетевое взаимодействие и помогают всем желающим повысить квалификацию в том или ином направлении деятельности. Такая структура создана, например, в Москве. Очень хорошо зарекомендовали себя методические центры, в которых организовано сопровождение деятельности тех педагогов, которые решили участвовать в эксперименте по введению системно-деятельностного подхода. В этом случае опытные наставники не просто рассказывают своим коллегам на семинарах и лекциях об особенностях методики Петерсон, но и помогают непосредственно на практике, на уроках, наглядно демонстрируя, как следует поступать в той или иной ситуации.

И, разумеется, следует особо отметить, что в современных условиях очень эффективно взаимодействие “учитель - учитель”, реализуемое через социальные сети. В профессиональном сообществе обмен мнений, методик, материалов проходит гораздо более интенсивно, чем на курсах в институте повышения квалификации. А главное – это происходит постоянно, круглый год, а не раз в пять лет, как положено. В итоге любой желающий имеет возможность совершенствоваться не по принуждению, не по приказу сверху, а повинуясь собственному желанию, которое формируется во многом благодаря нахождению педагога в профессиональном сообществе инициативных и опытных коллег.



Людмила ПЕТЕРСОН, доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…”:

- Суть нашего подхода заключается в использовании общих законов деятельности для осмысленного управления процессом обучения. Мы берем надпредметные методологические категории и применяем их для организации учебной деятельности детей. Знание объективных законов деятельности позволило нам выстроить такую систему, которую по праву называют синтезатором. Рядовой педагог, даже если ему нравятся и Шаталов, и Дьяченко, и Занков, и Амонашвили, и Гальперин, обычно использует опыт кого-либо одного из новаторов. Однако все описанные ранее методики обычно являются лишь частью целого. И методологический подход позволяет увидеть не отдельные фрагменты картины, а всю ее сразу, целостно. Наша система помогает увидеть вклад каждого ученого, педагога, новатора в создание и понимание смысла деятельностного обучения.

Мы создали инструмент, который помог увидеть каждому педагогу смысл деятельности того или иного новатора. И выяснилось, что при таком подходе можно помирить всех ученых, создать целостную модель, в которой нашлось место каждому из новаторов.

Особенность методологического подхода в том, что мы оперируем категориями философии и психологии, создавая продукт более высокого уровня абстракции, который не вызывает протеста ни у кого, и весь вопрос лишь в том, знает ли это человек или нет. Но когда мы это знаем, то начинаем осознанно управлять своей жизнью, развитием, получением результата, не делаем глупых ошибок, потому что в этих категориях содержится в концентрированном виде культурное знание, которое накапливалось веками. Наша заслуга лишь в том, что мы сумели научные категории, написанные на сложном языке, расшифровать и сделать их доступными для каждого учителя-практика. К сожалению, пока еще очень много достижений отечественной методологии просто лежит без действия, и никто их не берет, потому что люди не понимают и не знают, как и где их можно использовать. А по-хорошему, нужно снять шляпу перед нашими методологами, которые сумели создать столько всего, что мы пока еще не оценили по достоинству. В нашей системе мы использовали лишь малую долю этих знаний.

Обычно педагог, который всю жизнь работал над чем-то, видит в системе что-то одно, знакомое ему, но не обращает внимания на всю систему, на гармонию ее составляющих частей. И ему кажется, что если в системе есть “его” звено, то он всю жизнь тоже работал по этой системе.

Когда учителя на уроках реализуют принцип системно-деятельностного подхода, детей можно сравнить с цветами, которые полили, и они раскрываются. В обычной ситуации они забиты, завалены знаниями, которыми их пичкают, у них пропадает интерес к чему-то стремиться, что-то открывать. А когда им дана возможность проявить инициативу, они начинают саморазвиваться. Кстати, спасибо за это новым стандартам, поскольку в них заложена как раз это идея саморазвития школьника. Дети рассуждают, додумывают, высказывают свою позицию, отстаивают ее, уважительно относятся к чужому мнению.

Что такое старый урок? Приходит учитель, который все знает, рассказывает детям материал, кто не понял – сам виноват. А что такое урок нового типа? Учителя вроде бы и нет, он на втором плане, он всего лишь помогает ребенку двигаться в нужном направлении, обозначает вехи развития. Но чтобы эти вехи обозначать, нужна совсем иная подготовка, позиция, нужен совсем иной способ работы. А переделать себя со старого способа на новый может далеко не каждый.

Одна ученица охарактеризовала новый подход такими словами: “Интересные уроки – это когда вы нам задаете то, чего мы еще не знаем, мы думаем, думаем, думаем, потом придумываем, открываем учебник – а там все именно так, как мы придумали!” В этом вся суть деятельностного подхода.


Наталья ПОСТУПИНСКАЯ, заведующая детсадом №88, Череповец, Вологодская область:

- На программу Петерсон мы решили перейти потому, что возросли запросы родителей, повысились требования к ученику, все хотят, чтобы дети были активными и любознательными. А программа для дошколят “Мир открытий”, на наш взгляд, позволяет воспитывать в ребенке интегративные качества, которые в будущем помогут ему развиться и стать активным учеником. Пока мы только начали эту работу, но уже сейчас можем сказать, что детям очень нравятся хорошо продуманные и интересные занятия. Коллективу очень нравится работать по учебнику и программе, ребята стали более заинтересованными, начали больше общаться, спорить, обсуждать решения задач. То есть положительных сдвигов очень много.

Но не могу сказать, что все проблемы разом исчезли. Дело в том, что далеко не все родители согласны приобретать для своих детей учебные пособия для занятий по новой программе. Ведь они привыкли к тому, что дошкольное образование всегда было бесплатным. Мы пытаемся сейчас сделать родителей своими активными союзниками, поскольку программа обязательно предусматривает их участие в работе, в домашних занятиях, вместе с детьми.

В принципе у нас в детском саду у родителей есть выбор – отдать своих детей в обычные группы или туда, где работают по новой программе. Все почему-то хотят, чтобы их чадо обучали по-новому, но требования были как по-старому. И когда сталкиваются с трудностями, начинают возмущаться. Хотя положительный результат никто не отрицает.


Ирина ШАБАНОВА, преподаватель педколледжа №13 им. С.Я.Маршака, Москва:

- Я руковожу экспериментальной работой по подготовке педкадров для реализации технологии деятельностного метода в детских садах и школах. Безусловно, успех любого начинания зависит именно от наличия квалифицированных кадров, способных внедрять ту или иную программу, методику, технологию. Однако если посмотреть вокруг, вы увидите, что здесь, на конференции, присутствуют представители самых разных организаций – ДОУ, школ, институтов повышения квалификации, комитетов образования и т. д., а вот из педвузов почему-то никого нет.

Лично наш колледж пытается сотрудничать с московскими педвузами, однако они и не желают преподавать для своих студентов новые педагогические технологии. Хотя именно они вроде бы и должны были в первую очередь быть в этом заинтересованы, поскольку молодым педагогам необходимо давать самые современные и самые эффективные методики и технологии. Но преподаватели высшей школы, наоборот, порой не просто отказываются учить по-новому, а откровенно обходят стороной информацию о передовых подходах. Почему? Не знаю. Кстати, когда к ним поступают наши выпускники, ребятам приходится умалчивать о том, что они владеют знаниями и навыками в рамках программы Петерсон, потому что к ним начинают относиться предвзято, это не секрет. И причина, увы, банальна: просто преподавателям не хочется ничего менять в своей десятилетиями отработанной системе, вот они и твердят прописные истины. Эти люди самодостаточны и не заинтересованы в том, чтобы идти в ногу со временем, им и так хорошо.

По идее, вузу должно быть выгодно, чтобы на его базе была создана какая-нибудь экспериментальная площадка. Но, повторяю, пока никакой инициативы и даже поддержки от системы высшего педобразования мы не видим. А наш колледж не просто дает основы передовой теории, но и учит применять ее на практике. Наши студенты уже с первого курса успешно применяют элементы деятельностного подхода. При этом хочу заметить: уникальность этой технологии в ее универсальности, а это значит, что человек может применять полученные навыки, работая по другим учебникам и программам, давая неизменно высокие результаты. Поскольку у наших выпускников развиты деятельностные способности, при поступлении в вуз или на работу они умеют лучше себя подать, презентовать.

Нередко говорят, что, мол, технология Петерсон годится только для математики, и то лишь в начальной школе. Ответственно заявляю: это не так, деятельностный подход применим в любом предмете, от русского языка до физкультуры! Просто на сегодняшний момент полностью проработан действительно только курс математики, однако если педагог овладел самой технологией, ему не важно, на каком уроке ее применить.


Ольга РОМАНОВСКАЯ, учитель начальных классов прогимназии №1667, Зеленоград:

- По технологии деятельностного метода я работаю давно, уже успела сделать четыре выпуска, сейчас у меня очередной первый класс. В самом начале, помню, в традиционных учебниках для начальной школы мне не хватало интересных задач, заданий, подходов, и я искала новые пути, продуктивные подходы, методики. Пробовала работать по системе Занкова, но в итоге пришла именно к Петерсон. Сегодня у нас в прогимназии из 8 учителей в младших классах 7 работают по учебникам Людмилы Георгиевны. Что, кстати, тоже показательно, ибо у нас нет никакой обязаловки, и если один педагог выбрал другую технологию, никто его не заставляет, это его выбор.

Когда меня спрашивают о том, какие проблемы сопутствуют введению программы Петерсон, я, честно говоря, затрудняюсь ответить, потому что не могу вспомнить. Мои коллеги из других учреждений порой жалуются, что возникают трудности с приобретением учебной литературы. У нас с этим полный порядок – есть полные комплекты не только учебников и пособий, но также дидактических материалов, компакт-дисков, презентаций и пр. Конечно, это стало возможным во многом благодаря тому, что наше учреждение имеет статус экспериментальной площадки.

Что касается детей, то все они успешно овладевают материалом, и когда идут в 5-й класс, они явно выделяются на общем фоне, конечно же, в лучшую сторону. Они более развиты, общительны, их охотно берут все образовательные учреждения Зеленограда, преимущественно гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением математики и т. д. Причем, хочу отметить, в некоторых учреждениях города продолжают работать по учебникам Петерсон, написанным и для средней школы.

В прогимназии деятельностный подход используется при изучении не только математики, но и других предметов, например окружающего мира, русского языка и т. д. Правда, там учителю требуется заметно больше времени на подготовку, но лишь потому, что детально проработанные серии уроков есть пока только по математике, что неудивительно, ведь создатель подхода Л.Г.Петерсон занималась именно этим. Но поскольку технология универсальная, ее можно применить в любой предметной области без исключения.


Татьяна ТЕКНЕДЖЯН, методист городского центра развития, куратор отдела деятельностного метода, завуч школы №27, Ярославль:

- По технологии Петерсон мы работаем уже 13 лет, в 2010 году у нас в городе проводили конференцию “Школа-2000…” Сколько учителей в самом Ярославле и области использует эти подходы – сказать трудно, поскольку технологию реализуют на трех уровнях сложности: базовом, технологическом и системно-технологическом. На высшей ступени у нас в городе находятся 42 педагога, это наша элита, которая владеет системно-технологическим подходом в совершенстве. Они работают в ресурсных центрах, посредством которых и осуществляется трансляция технологии в учреждения образования региона. Базовый уровень составляют те, кто прошел обучение на курсах, организованных Центром системно-деятельностной педагогики, и находится в режиме методического сопровождения, то есть 280 педагогов.

Ярославский педвуз активно сотрудничает с нами, мы очень плотно работаем с кафедрами методики преподавания математики, русского языка, биологии и другими. Их преподаватели являются научными руководителями секций на базе ресурсных центров. И вообще, на конференции в 2010 году мы давали открытые уроки с использованием системно-деятельностного подхода по целому ряду предметов – физкультуре, хореографии, истории, русскому языку, биологии и т. д.

Что касается трудности овладения самим подходом, то если базовый уровень может освоить любой заинтересованный учитель, посетив курсы или просто прочитав соответствующую литературу, то технологический и системно-технологический доступны только при условии постоянного сопровождения каждого педагога со стороны опытных наставников. Ведь это фактически проектная деятельность, которую обязательно нужно выстраивать в тесном контакте с руководителем.

За 13 лет общее количество учителей, заинтересовавшихся этой технологией, постоянно растет. И это стало особенно заметно именно сейчас, когда люди наконец смогли убедиться: с помощью программы Петерсон реализовать требования ФГОС и подготовить ребенка к обучению в средней школе заметно легче, а результаты более стабильные и высокие. Люди видят, что, освоив технологию, они решают целый ряд проблем, связанных с предметным и метапредметным подходами, формируют необходимые навыки, умения, а также и формируют творческую личность.

Конечно, количество учителей, работающих по технологии системно-деятельностного подхода, могло бы быть гораздо больше. Но… чтобы обучить педагога и в дальнейшем обеспечить методическое сопровождение его деятельности, нужны солидные вложения. Чтобы обучаться на курсах, выезжать в Москву, надо потратить немало денег. Спасибо руководителям системы образования Ярославля за то, что они помогли обучить такое количество опытных педагогов, сформировать элиту, благодаря которой технология теперь транслируется на другие школы региона.

Я уверена, что постепенное вхождение в ФГОС неминуемо приведет людей к мысли о необходимости использовать эту технологию на своих занятиях. Именно приведет, а не вынудит, ибо здесь важна мотивация. Человек должен сам этого захотеть. А у нас большинство привыкло жить по старинке, потому что воспитаны в духе советского “надо!”. Увы, эта мотивация в данном случае не годится.


Анна НЕКРАСОВА, доцент кафедры образования взрослых Тверского областного института усовершенствования учителей:

- В нашем регионе действуют две экспериментальные площадки, где отрабатывается системно-деятельностный подход Петерсон. Там работают по комплектам учебников “Школа-2000…”. В целом же по области есть 45 классов, где учатся по комплектам “Перспектива”. Мне кажется, что для нашей области это все-таки маловато. А причины, думаю, в слабой информированности наших методистов, низкой мотивации учителей. Конечно, самая достоверная информация исходит от тех, кто сам работает по новой программе, и если его успехи видят остальные коллеги, то тогда можно предположить некую цепную реакцию, распространение этого подхода. И мы, создавая экспериментальные площадки, делаем упор именно на этом. Просто у нас в регионе внедрять технологию Петерсон начали недавно, оттого пока и успехи весьма скромные, в отличие от тех областей и республик, где работу начали 10 и более лет назад.

Главное, что у нас существует полное взаимопонимание на уровне Департамента образования, то есть руководство осознает всю важность внедрения нового подхода в преподавании. А значит, есть перспективы развития системы экспериментальных площадок, центров и т. д.

Но начиналось все, хочу заметить, отнюдь не по указке сверху, а по инициативе самих педагогов. Пару лет назад некоторые из учителей на курсах повышения квалификации прошли обучение здесь, в Москве, и, приехав домой, заразили остальных новыми идеями. Именно они и стали теми людьми, через которых системно-деятельностный подход транслируется в другие школы региона.

Система хороша тем, что дает учителю четкие ориентиры, что делать и куда двигаться. К тому же почти сразу виден положительный эффект от внедрения подхода.


Лариса ТРУБИНА, директор школы, Старый Оскол, Белгородская область:

- С центром деятельностной педагогики мы сотрудничаем с 1999 года. Прошли все этапы, от апробации учебника и электронного мониторинга до самого последнего эксперимента, в который вступили осенью 2011 года. И это была уже инициатива самих учителей, которые поняли, что переход на новые стандарты полностью совпадает с подходами, описанными в программе Петерсон.

А в 1999 году был сначала проведен опрос родителей, детей, учителей, мол, давайте попробуем, что это такое. Причем инициатива поступила от управления образования при администрации города. Поначалу самые главные проблемы были связаны с приобретением учебников, а также с тем, что родители не понимали сути новой системы и не могли помочь своим детям в решении домашнего задания. Сейчас эти вопросы уже сняты, поскольку за годы работы по этой программе успели подготовиться не только педагоги, но и родители.

За эти годы количество учителей, принявших систему Петерсон и решивших работать по ее программе, постоянно растет. Правда, их могло бы быть гораздо больше, однако самостоятельно обучить квалифицированные кадры на месте мы не можем, а отправлять людей в Москву, где они могли бы пройти курс обучения, слишком накладно. Причем именно с позиций оплаты проезда, так как многие курсы здесь бесплатны. Между тем, обращаясь к моим коллегам из других регионов, которые пока работают по старинке, могу твердо заявить: если вы решили перейти на обучение по новой технологии деятельностного подхода, первое, с чего следует начать, это пройти в АПКиППРО курсы повышения квалификации для руководителей. Желательно, чтобы курсы прошли не только директор, но и завуч по УВР. Далее обязательно следует направить на обучение в Центр “Школа-2000…” минимум двух учителей начальной школы, причем речь идет не о базовом уровне, который можно пройти самостоятельно, на местах, или дистанционно, через Интернет, а о продвинутом, технологическом уровне. То есть вам обязательно нужно научить своих собственных методистов.

www.ug.ru


Версия для печати