События ФИП. 22 апреля 2017 года состоялся всероссийский семинар-практикум «Формирование деятельностных способностей ребенка на основе обучения каллиграфическому письму»

25.04.2017

22 апреля 2017 года в Москве на базе ФГАОУ ДПО АПК и ППРО РФ состоялся всероссийский семинар-практикум по теме: «Формирование деятельностных способностей ребенка на основе обучения каллиграфическому письму с помощью учебного пособия «Каллиграфия букв. Прописи в клетку».

Семинар проходил в рамках подведения итогов первого этапа апробации прописей нового поколения «Каллиграфия букв: прописи в клетку». 

Организаторами и ведущими семинара были методист Центра СДП «Школа 2000…», куратор проекта «Каллиграфия» Гайдукова Валентина Ивановна и руководитель отдела по работе с регионами Центра СДП «Школа 2000…» Кигель Наталья Владимировна.

Участниками встречи стали заместители директоров по УВР, ответственные за инновационную деятельность в рамках ФИП, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования.

Формат проведения предполагал возможность участия в семинаре как в очном, так и в дистанционном формате (режиме онлайн). Благодаря чему, участники всероссийской лаборатории ФИП из Бирска, Сарова, Норильска, Новосибирска, Севастополя и других регионов страны получили возможность присоединиться к работе, представить свой опыт и поучаствовать в мастер-классах.

Программа семинара была насыщенной и включала в себя разные формы: презентации, мастер-классы, видео-презентации, опыт регионов транслировался с помощью онлайн-подключений и дискуссий в чате.

В рамках дискуссии педагоги обсудили результаты ВПР, их взаимосвязь с новой организацией урока на основе системно-деятельностного подхода и роль нового пособия по обучению письму «Каллиграфия букв: прописи в клетку» при формировании у первоклассников УУД (например, познавательных – работа с инструкцией, регулятивных – самопроверка по эталону и др.), а также при оценке результатов работ ВПР по таким критериям, как понятное и разборчивое оформление работы, сформированность почерка.

Педагоги обсудили, что пособие «Каллиграфия букв: прописи в клетку» можно использовать на дошкольном и начальном уровнях общего образования: для развития детей  в подготовительных группах ДО; для подготовки их к школе; на уроках обучения грамоте в 1 классе; на занятиях во внеурочной деятельности; а также для коррекционных занятий со школьниками. При этом педагог может организовать работу как со всем классом (в школе) или группой детей (в детском саду) так и с мини-группой (2-10 чел.). Данные пособия можно использовать и для индивидуальных занятий с ребенком.

В ходе представления своего опыта работы по учебному пособию «Каллиграфия букв: прописи в клетку» каждый выступающий отметил, что клетка помогает детям легко находить основные точки-опоры письма, называть их место в клетке, с помощью точек учиться писать элементы букв, а с помощью элементов сами буквы.   По многочисленными отзывам детей, родителей, педагогов процесс обучения письму букв на основе клетки не вызывает у детей затруднения, а, наоборот, делает занятия письма привлекательными для ребят.

Особый интерес у участников встречи вызвали мастер-классы, представленные педагогами ГБОУ СОШ № 24 г. Коврова Владимирской области:

1)    Родительское собрание по теме «Формирование деятельностных способностей ребенка на основе обучения письму с помощью прописей «Каллиграфия букв». Учимся писать в клетку: за и против». (Учитель начальных классов Кузнецова Ирина Викторовна).

2)     «Обучение первоклассников письму с помощью прописей «Каллиграфия букв». Клетка – помощник при письме». (Учитель начальных классов Ульянова Алла Викторовна)

 В заключение педагоги подвели итоги первого этапа апробации, наметили задачи работы на новый 2017 – 2018 учебный год по данному проекту и обсудили перспективы издания прописей.

  Мы благодарим всех участников семинара за активную работу и профессиональное представление своего опыта, желаем дальнейших успехов по реализации нового содержания образования. Мы всегда рады сотрудничеству!

Отзывы педагогов и родителей об учебном пособии

«Каллиграфия букв: прописи в клетку»:

Артамонова Ольга Викторовна, учитель начальных классов. 1 класс

«Для меня данное пособие появилось очень своевременно, так как в 1 классе стоит всегда проблема обучения детей умению ориентироваться в тетрадях, видеть клетку, распределять рабочее и дополнительное поле работы. Всегда стараешься что-нибудь придумать, чтобы этот процесс прошел успешнее и быстрее (самое главное, чтобы не отнимал много времени на уроке от основного материала). А здесь уже готовый материал. Все в одном месте. Доступно, Понятно. Интересно. Ничего лишнего. Спасибо! Желаю дальнейших успехов».

Андрианова Анна Владимировна, бабушка, Великий Новгород

«Моя внучка Кира тяжело адаптировалась в 1 классе. Больше всего проблем было с работой в тетрадях. После того, как Ольга Викторовна показала несколько занятий по КАЛЛИГРАФИИ, стали использовать какие-то элементы в индивидуальной работе с ребенком дома. Положительный результат очевиден. Тетради стали чище, ребенок не испытывает затруднений как в начале учебного года».

Синякова Вероника Александровна, мама.

«Очень хочу, чтобы моя дочь Алиса училась с удовольствием, поэтому всегда стараюсь найти какие-нибудь дополнительные пособия для укрепления мелкой моторики, для улучшения ориентировки в пространстве. Создаю что-то сама, что-то ищу в интернете. Очень была приятно удивлена теми разработками по Каллиграфии, с которыми познакомила меня наша учительница Артамонова Ольга Викторовна. Занимаюсь дома, использую как дополнительный курс по отработке письменных навыков работы в тетради.

Самое главное – очень нравится ребенку (даже младшая сестренка, ей 4 года, тоже по ним занимается). Ждем продолжения.

         У моего ребёнка с первого класса наблюдались проблемы с почерком. Во втором классе дети стали больше писать, изменился и темп письма. Это только усугубило положение. Я была рада, что Максим стал посещать специальные занятия, на которых он вспоминает правильность написания букв, работает над наклоном. Часть заданий мы дублируем дома. Сын никогда от них не отказывается. Есть и первые результаты: появился наклон, петельки стали ровнее, почерк аккуратнее. Мы настроены на дальнейшую работу».

   Петрова Светлана Викторовна -мама Петрова Максима, 2-А

          «Прописи помогли моему сыну серьёзнее относиться к письму. Часто Владик не придавал значения правильности написания букв. На занятиях же этому уделяется основное внимание. Очень этому помогают особые правила, которые нужно запомнить и применять. Мне кажется, что именно подобных эталонов и не хватало моему ребёнку. К тому же прописи очень привлекают своим ярким оформлением, не утомляют монотонностью. Мы вместе надеемся на хорошие результаты».

     Жмуркина Ольга Генриховна, учитель начальных классов, классный руководитель 2 А класса

          «Обычно минутки чистописания представляют собой письмо двух — трёх строк букв и их соединений всеми учащимися класса. Однако, некоторые дети во втором классе испытывают серьёзные затруднения в плане формирования почерка. Организация занятий по прописям в малой группе позволяет вернуть учеников к самым азам правильного письма. Закрепление правил написания элементов букв, использование эталонов способствует формированию более правильного почерка, а привлекательное для детей оформление страничек, подбор интересных заданий исключают утомляемость и поддерживает интерес к письму».

Пышкина Ирина Сергеевна мама ученика 1 А класса.

«Прописи понравились. Эта методика не просто учит писать цифры правильно и красиво,но и развивает ребёнка. Учит делать выводы, самостоятельно оценивать свою работу. Единственное, было сложно моему ребёнку, так как требуется терпение и усидчивость. Но мы с этим справились».

Отзыв Липиной А. Б., учитель начальной школы Павловский Посад

«Валентина Ивановна! Ваш труд заслуживает самой высокой похвалы. Работать по-новому всегда интересно, но когда эта работа приносит плоды – это вдвойне приятно. Замечательно, что курс «Каллиграфия букв» тесно связан с «Каллиграфией цифр», очень многое уже не надо объяснять, дети сами видят аналогию элементов букв с элементами цифр, даже я не всегда вспомню все цифры и буквы с одинаковыми элементами, а для них это просто и доставляет массу удовольствия! Спасибо Вам за Вашу работу и дальнейших успехов Вам и новых свершений!»

Отзыв учителя начальных классов МОУ «Шацкая средняя школа» Сидоровой А.И.

 «Считаю, что курс очень нужный. Думаю, что его можно использовать даже взрослым для исправления своего почерка. Включает более подробную подготовку к написанию самих букв. У детей лучше развивается пространственное мышление. Такое не совсем обычное письмо в клетках способствует тому, что и ширина букв у всех учеников остаётся одинаковой, чего не было при письме в линейку. Здорово, что ведётся проговаривание своих действий. Хорошо, что есть эталоны. Их можно вырезать и приклеивать в отдельную тетрадь. Это лучшее средство контроля за написанием собственных букв и их соединений. Единственное, что было не совсем легко, это перестроить себя и своих учеников на новые обозначения (названия) элементов букв».

Учитель 1 в класса МОУ «Шацкая СШ» Герун Ирина Ивановна

«Занятия по каллиграфии букв провожу раз в неделю. 

Трудно было привыкнуть самой к написанию букв по клеточкам. Хотя понимаю, что это намного удобнее. Клеточка позволяет регулировать и длину, и ширину букв. Точно так же непривычно и детям, тем более, что начали занятия не сразу в сентябре, а позже. И дети уже привыкли писать по прописям в линеечку и выучили названия элементов, которые даны у нас в прописях. Благодаря регулярным занятиям по каллиграфии цифр, дети уже отлично ориентировались в клеточках, умели расставлять точки опоры, научились комментировать. Поэтому на занятиях по каллиграфии букв они с интересом придумывали новые названия элементов.  Расставляли точки опоры, комментировали элементы.  Как сказал один мой ученик: «Когда расставляю точки, то буквы такие ровные и красивые получаются!»

Значит, сами дети уже осознают для чего это надо. А это радует.

Жалею, что нет уже готовых тетрадей по каллиграфии букв, чтобы сразу учить детей правильно. 

Спасибо огромное, что придумали такие замечательные тетради, разработали систему занятий».

Фото


Версия для печати