В школах России с введением новых стандартов появится новый предмет

В школах России с введением новых стандартов появится новый предмет 18.11.2009

(Казань, 17 ноября, «Татар-информ», Кристина Иванова). Начиная с сентября 2010 года, когда в начальной школе страны будут введены образовательные стандарты нового поколения, начнется апробация нового предмета «Мир деятельности». Об этом сообщил сегодня в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» (Москва), кандидат психологических наук Владимир Петерсон, принимавший участие в работе семинара на базе казанской школы №122.

«Сейчас мы занимаемся разработкой нового предмета, который будет в качестве эксперимента апробироваться уже в следующем году – «Мир деятельности». Этот урок начинается с первого класса, и будет преподаваться один час в неделю. Примерные темы урока – «Что такое учусь учиться», «Учитель и ученик – какие функции у каждого из них», «Как преодолевать свое затруднение» и так далее», - сообщил собеседник агентства.

Владимир Петерсон отметил, что официально новые образовательные стандарты будут внедрены в школах России для учащихся 1-4 классов, начиная с 1 сентября 2010 года. «А когда реально начнет работать стандарт, зависит от нас с вами. Потому что от того, что в Минобрнауки принят новый документ, реальная жизнь без дополнительных усилий не изменится. Тем не менее, это очень важная вещь – принятие стратегического документа», - уверен он. По словам гостя из Москвы, нормативно процесс внедрения новых образовательных стандартов во все ступени общего образования займет нескольких лет. «Но наш прогноз – фактически внедрение стандартов в массовую школу займет около 10 лет. Но чтобы через 10 лет это свершилось, уже сегодня необходимо предпринимать очень активные шаги», - уверен Петерсон.

Этот урок начинается с первого класса, и будет преподаваться один час в неделю. Примерные темы урока – «Что такое учусь учиться», «Учитель и ученик – какие функции у каждого из них», «Как преодолевать свое затруднение» и так далее»

По словам исполнительного директора центра «Школа 2000…», Татарстан – один из ведущих регионов страны в плане внедрения новых стандартов. «Одни из самых жадных до новых технологий учителей, просто фантастически влюбленных в свое дело, работают здесь», - считает он.

Владимир Петерсон пояснил, что основная цель внедрения новых стандартов – создать такую систему образования, которая не случайным образом будет формировать людей, способных к решению актуальных задач. По его мнению, новые стандарты позволят воспитывать личностей, способных к целеполаганию, поиску разных путей решения одной и той же задачи, анализу собственной деятельности, спокойной работе с затруднениями, созданию ситуации успеха, умению работать в команде – всему тому, что предъявляет рынок труда сегодня. «В конечном итоге это фактически система подготовки успешных людей», - подчеркнул он.

По словам В.Петерсона, новые стандарты ориентированы на сдвиг парадигмы образования со знаниевого к деятельностному подходу. «Секрет деятельностного метода обучения состоит в следующем – если ты хочешь научиться играть на гитаре – бери инструмент в руки и играть. Если смотреть даже на великих мастеров и не держать в руках гитару самому, то играть не научишься, - пояснил он. - Задача учителя – организовать процесс так, чтобы учащемуся было интересно, чтобы он хотел учиться, видеть свою цель, понимать, какой успех ждет при достижении цели и что делать, когда что-то не получается».

По мнению специалиста, около 50 процентов школьных учителей на базовом уровне уже владеют деятельностным методом обучения. «Эти люди занимаются внедрением новых стандартов уже много лет. Другое дело, что если раньше они создавали новые результаты, которые связаны с обучением детей постановке цели, преодолению затруднений, самоконтролю, наиболее важным вещам. Но эти результаты никто не измерял, и они не шли в зачет профессионалам, их создающим. А теперь новые стандарты предполагают нормативное закрепление результатов обучения, в которых главное место занимает надпредметный слой. А, следовательно, те учителя, которые могут это делать, будут поддержаны, востребованы», - подчеркнул В.Петерсон.


ИА "Татар-информ"


Версия для печати