НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Глобальное опоздание

Глобальное опоздание 29.07.2013
Старт программы «Глобальное образование», громко заявленной в 2012 году российскими властями, отложен до 2014 года. На прошлой неделе ее новый проект был внесен в правительство. При этом 1,5 млрд рублей на реализацию программы в этом году уже выделены, но теперь будут направлены на поддержку развития образования на русском языке за рубежом. На что именно их потратят — пока загадка.

Запуск программы «Глобальное образование», которая даст возможность российским студентам и аспирантам учиться в ведущих зарубежных вузах, откладывается до 2014 года. Обусловлено это тем, что студентов на 2013 год образовательные организации уже набрали. Планируется, что первая тысяча студентов будет направлена на обучение только в следующем году.

Кроме того, проект был отложен, поскольку вовремя не успели подготовить документы о реализации программы, хотя о ее начале было заявлено еще в начале прошлого года. А Дмитрий Медведев изложил идею этого проекта, еще будучи президентом, на Петербургском экономическом форуме в 2010 году.

Руководитель программы «Глобальное образование» Александр Русинов из Агентства стратегических инициатив (АСИ) рассказал «Газете.Ru», что о ее переносе речь не идет. «Проект долгое время согласовывался с различными ведомствами. Хотя мы действительно надеялись, что он запустится в 2013 году», — говорит Русинов.

В Минобрнауки «Газете.Ru» сообщили, что начало реализации программы теперь запланировано на 1 января 2014 года. 12 июля этого года проект программы был внесен на рассмотрение в правительство. Он уже согласован с Минэкономразвития, Минфином и Минюстом. В 2014 и 2015 годах на программу будет выделено по 1,5 млрд рублей. Также средства предусмотрены и на 2016 год.

Однако 1,5 млрд рублей, выделенные на «Глобальное образование» в нынешнем году, в соответствии с поручением правительства от 14 июня 2013 года будут направлены на «комплекс мероприятий по поддержке развития образования на русском языке за рубежом». Об этом «Газете.Ru» сообщили в Минобрнауки. В поручении не расшифровывается, о каких именно мероприятиях идет речь, поэтому пока остается лишь гадать, на что же пойдут выделенные деньги. Но для сравнения, к примеру, на поощрение 1000 лучших учителей в этом году ведомство потратило 200 млн рублей.

О проекте «Глобальное образование» заговорили еще в 2010 году. В его рамках выпускники российских университетов должны отправляться за счет госбюджета на учебу по магистерским и аспирантским программам в ведущие высшие образовательные учреждения мира, которые входят в топ-300 всех трех признаваемых в России международных рейтингов: ARWU (Academic Ranking of World Universities), QS (Quacquarelli Symonds) и THE (The Times Higher Education). Обучение студентов по этим программам, по словам Русинова, будет длиться от года до полутора лет.

В конце прошлого года Владимир Путин предложил внести изменения в программу, в частности оплачивать работу иностранных преподавателей в российских вузах. Однако в последней редакции программы, как сообщили в Минобрнауки, привлечение преподавателей из-за рубежа не предусматривается.

Предполагается, что действовать программа «Глобальное образование» будет по следующей схеме. Выпускник российского вуза регистрируется на ее сайте, далее поступает, к примеру, в Гарвард на аспирантскую или магистерскую программу и предоставляет документы о поступлении оператору проекта. После этого Минобрнауки выделяет студенту беспроцентный заем примерно в 1,5 млн рублей в год на оплату обучения, а также медицинской страховки, проживания, питания.

Закончив обучение, выпускник возвращается в Россию и три года отрабатывает в одной из четырех приоритетных областей: в органах государственной власти и местного самоуправления; высокотехнологичных компаниях; ведущих российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также организациях социальной сферы, в частности медицине. При соблюдении таких условий выпускники освобождаются от возврата суммы займа.

Со следующего года будет обеспечено информационное продвижение программы, проведение конкурса для определения тех, кто будет заниматься ее реализацией, начнется работа с соискателями и работодателями. Об этом «Газете.Ru» рассказали в Минобрнауки. Кроме того, в следующем году утвердят критерии отбора участников, сформирован наблюдательный совет, а также разработана и представлена в правительство рабочая документация.

Еще в прошлом году министр образования и науки Дмитрий Ливанов в эфире телеканала «Дождь» говорил, что все эти мероприятия должны быть проведены в 2013 году.

«Глобальное образование» — один из самых интересных проектов последнего времени. И меня очень огорчает и удивляет, что, несмотря на решение высшего руководства, этот проект до сих пор не реализуется, — рассказал «Газете.Ru» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. — Наша страна остается одной из немногих, которые не вкладываются в поддержку академической мобильности своих лучших студентов. В результате они все равно уезжают, только потом не возвращаются.

Любые разговоры про то, что у нас тоже хорошо учат, правильные, но вопрос не в том, учат ли у нас хорошо, а в том, что конкурентоспособность страны зависит от того, насколько хорошо она знает, что делают ее конкуренты. Поэтому замедление этой программы есть еще один шаг в отставании от стран, с которыми мы конкурируем в качестве человеческого капитала».

Уже в следующем году по планам Минобрнауки первая тысяча студентов должна быть направлена на обучение. 10% из них, как предполагается, будут набраны из тех, кто уже учится в университетах из топ-300. Как раз их обучение и сможет на следующий год оплатить государство.

Пока непонятно, каким образом в следующем году по программе начнут обучаться остальные 900 студентов, поскольку процесс поступления во многие ведущие университеты длится около года. Например, если студент хочет поступить в 2014 году на магистерскую программу в Harvard Graduate School of Education, то документы он должен подать до декабря 2013 года.Таким образом, снова возникает проблема, что если программа запустится в следующем году, то прием студентов в зарубежные вузы уже будет завершен.

«Сразу после вступления в силу указа будет проведен комплекс мероприятий по запуску программы: выбран оператор, сформирован наблюдательный совет, запущен сайт, начнется активное взаимодействие с потенциальными участниками и работодателями. Невозможно совместить дату подписания указа с графиками приема в различные вузы, поэтому будем действовать по ситуации: постараемся создать условия для поступления как можно большего числа участников с учетом доступного финансирования, — говорит Русинов. — В мире есть 200 вузов, которые удовлетворяют критериям программы «Глобальное образование».

В разных вузах различные периоды поступления: где-то раньше, где-то позже в течение года. В целом обучение 3000 студентов в рамках проекта рассчитано на весь период программы. Количество поступающих в каждый год из трех лет действия программы может варьироваться: в один год поступит, к примеру, до 1000, в другой — более 1000 человек.

Никакого предварительного отсмотра участников не будет. «Оператор программы, то есть организация, выбранная по конкурсу, которая будет заниматься ее реализацией, не принимает решение, кого направить на обучение, а кого — нет. Финансирование ограничено, поэтому те, кто первым зарегистрировался в электронной очереди, первым поступил и первым представил документальное подтверждение поступления, смогут получить целевой образовательный беспроцентный заем», — объяснил Русинов.

Университеты, в частности НИУ ВШЭ, вряд ли станут операторами программы, рассказал Исак Фрумин. «В таком случае у ВШЭ возникает безусловный конфликт интересов. Во всех странах этим занимаются специально созданные отдельные фонды или агентства. В Германии, например, это специальное агентство при министерстве образования, которое также курирует грантовые программы для молодежи. Но в любом случае университеты операторами не выступают», — сказал эксперт.

«Подобные программы действуют в Китае, Сингапуре, Казахстане, США, Бразилии и других странах. К примеру, в Бразилии, по одной из таких программ с 2011 по 2015 год на обучение в иностранные вузы планируется направить около 75 000 человек, из которых половину — на докторские программы, а другую часть — на магистерские», — говорит Русинов. По его словам, программа должна быть не трехгодичной, а планироваться как постоянная, аналогично подобным программам в других странах.

Если после окончания аспирантуры или магистратуры россиянин остается за границей, он нарушает подписанный договор.

«Если участник программы решил нарушить договор и не возвращается, то он должен выплатить заем и неустойку», — считает Русинов.

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов рассказал «Газете.Ru», что самое главное — прописать правовой механизм возвращения участников программы в Россию. «У нас по разным программам студенты обучались за границей, правда, на деньги зарубежных партнеров. Например, у США была программа Фулбрайта, по которой аспиранты и студенты обучались за границей, но из них немногие возвращались назад. Хотя в рамках программы было требование, что выпускники возвращаются в Россию», — сообщил эксперт. По его словам, в Казахстане, где действует программа, обязательства по займу берет на себя семья участника программы.

«Поскольку дети уважают родителей, они должны вернуться и отработать кредит. Если в проекте не будет прописан правильно этот механизм, то за наши деньги будет оплачиваться утечка мозгов», — говорит Болотов. В свою очередь Русинов считает, что главной мотивацией для участников программы станет возможность трудоустройства в России по заранее выбранному профилю и профессиональная самореализация.

Выпускникам программы «Глобальное образование» будет оказываться содействие в трудоустройстве после завершения обучения.

Что касается Фрумина, его не пугает перспектива невозвращения некоторых участников программы. «Правительство ничего в этом смысле не теряет, они бы уехали при любом раскладе. Однако значительная часть выпускников возвращается. Аналогичная программа в Казахстане оказала колоссальное влияние на развитие страны, потому что на ее пике несколько тысяч молодых казахстанцев, которые смогли поступить в зарубежные вузы, получили господдержку, и большинство из них вернулось, — сказал Фрумин. — Американское, немецкое, китайское правительство спонсирует такие программы. К нам на математический факультет приезжают не потому, что за границей нет хороших математиков, а потому, что они хотят знать, чем у нас занимаются. Поэтому иностранные правительства спонсируют такие программы в своих странах. Изоляция — верный путь к стагнации».

«Для многих студентов обучение за рубежом более перспективно с точки зрения завтрашнего дня, чем обучение в России. После окончания Кембриджа и Оксфорда все-таки шансов найти хорошую работу за границей больше, чем после РЭШ и ВШЭ, несмотря на высокий уровень образования, который дают последние. Лучшие выпускники программ бакалавриата вполне успешны на аспирантских программах за границей. Самая большая проблема — это язык, но с каждым годом она уменьшается», — говорит Болотов.

Источник: Газета

Версия для печати