НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кондаков: без пересмотра стандартов, обучение превратится в профанацию

Кондаков: без пересмотра стандартов, обучение превратится в профанацию 03.02.2011

Содержание новых образовательных стандартов для старшей школы вызвало резкую критику со стороны учителей и родителей, которая вылилась в открытое письмо главе государства. О том, почему у старшеклассников должна быть свобода выбора предметов, и почему ОБЖ и физкультура будут обязательными, в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказывает научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, член-корреспондент РАО, руководитель группы по разработке школьных стандартов Александр Кондаков.

- Александр Михайлович, какую основную идею преследовали разработчики стандартов для старших классов?

- Во-первых, продолжение образования в школе в определенной логике стандарта основной школы: ценностные ориентиры и идеалы, методологические основы. Во-вторых, стандарт старшей школы является переходной ступенью к профессиональному образованию или профессиональной деятельности выпускника. Этот стандарт обеспечивает плавный переход к высшей школе и более полную интеграцию России в мировое образовательное пространство.

Для нас очень важным моментом являются, в том числе, результаты исследования PISA. Россия сегодня оказалась 43 месте из 65. Но мы редко задумываемся над тем, соответствует ли наша школа тем требованиям, которые предъявляет PISA.

Наиболее активные участники дискуссии о стандартах - предметные лоббисты, которые спрашивают: а где мой русский язык, где моя математика, где моя история? А PISA, прежде всего, оценивает функциональную грамотность, то есть способность детей применять полученные знания в различных областях, в том числе вне учебных ситуаций. Эти компетенции сегодня наиболее востребованные обществом. Именно поэтому в основу построения стандарта мы заложили системно-деятельностный подход.

Но самое главное - за 20 лет реформ позиции России в PISA только ухудшается. Это означает, что что-то мы делаем не так. Россия уступает развитым странам по уровню функциональной грамотности, и как следствие, по числу представителей интеллектуальной элиты.

- Но наши первоклассники занимают лидирующие позиции в этих исследованиях.

- Мы демонстрируем хорошие показатели в четвертом классе и проваливаемся в девятом. Это очень тревожно. Система развивающего обучения Давыдова, Эльконина, Занкова и других выдающихся ученых широко применяется именно в начальных классах. К сожалению, дальше четвертого класса их система не распространяется. Ее мы реализуем в стандарте, опираясь на хорошую базу в начальной школе. В стандарте старшей школы представлены требования к результатам образования: выпускник должен быть мотивирован к познанию, владеть достаточными знаниями и компетенциями, необходимыми для успешной социализации. На основе каких произведений, фактов, теорий и пр. это будет достигаться, конкретизируется в предметных программах, которые сопровождают введение стандарта. Это значительно расширяет возможности вариативности образовательных программ.

- Что изменится в школе с принятием новых стандартов?

- Учителю будет работать немного сложнее, потому что из транслятора знаний, он становится навигатором по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации. Второй серьезный момент это то, что мы предложили сократить число предметов.

- Это одна из самых обсуждаемых тем…

- Сегодня наши дети в 10-11 классах в среднем изучают от 16 до 21 предмета, в зависимости от субъекта Российской Федерации. Представляете, какое количество учителей входит к ребенку в класс и при этом каждый педагог считает свой предмет самым главным. Такое количество предметов усвоить, мягко говоря, сложно.

Поскольку дети сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а также еще по 1-2 предметам, необходимым для поступления в вуз, то фактически на старшей ступени мы наблюдаем откровенную профанацию. Многие учителя говорят, что раз ребенок идет на мехмат и учит математику и физику, то на историю можно закрыть глаза. Более того, есть родители, которые переводят своих детей в экстернат и целевым образом готовят ребенка для поступления в вуз.

Получается парадоксальная вещь: на старшей ступени образования, когда идет гражданское и социальное становление ребенка, он фактически оказывается в той зоне, которая учит его лукавить.

Большинство стран мира отказалось от многопредметности. В Финляндии, которая занимает первое место по PISA, восемь предметов в старшем звене. В Англии, Франции, США еще меньше.

Я думаю, что здесь мы должны опираться не только на лучший мировой опыт и собственные наработки.

Сегодня нагрузка у старшеклассника до 40-42 часов в неделю - это восемь часов в день, а еще домашнее задание и проектно-исследовательская деятельность. Родители могут подтвердить, что удар по здоровью ребенка наносится на старшей ступени среднего образования.

Когда говорят, что мы необоснованно совершаем революцию, внедряем то, что не апробировано, что нет никакой базы в российской школе, не надо лукавить. Это то, что широко распространено в нашей школе.

- Также сегодня распространено мнение, что с введением новых стандартов для старшей школы образование станет платным.

- В третьем разделе стандарта четко и ясно прописано, что обязательными к финансированию относятся преподавание девяти или десяти предметов, внеурочная деятельность ребенка в соответствии с муниципальным государственным заданием. И только, то, что выходит за эти рамки, можно рассматривать как платные образовательные услуги.

- Многих тревожит отсутствие такого обязательного предмета, как русский язык.

- Надо внимательно читать текст. Школьники будут изучать 9-10 предметов. Они обязаны выбрать по одному предмету из шести предметных областей. Русский язык и литература на базовом или углубленном уровне обучения должны присутствовать у каждого ребенка. Плюс, если это республика, могут изучаться национальный язык и литература. Из группы иностранных языков один или два иностранных языка, в группе математики обязательно изучение математики и информатики либо на интегрированном, либо на базовом или профильном уровне. В группе общественных наук выделяется предмет обществознание, его могут взять ребята, которые идут на естественнонаучный профиль, медицину, физико-математический. А историю, экономику, право, географию могут взять те, кто идет на соответствующие специальности в вузы. В группе естественных наук ребята, которые идут на гуманитарную специальность, могут взять естествознание, а физику, химию и биологию возьмут те, кто идет на естественнонаучный профиль. И шестая группа предметов – искусство или предмет по выбору. Они позволяют профилировать обучение. Ну и плюс к этому три обязательных предмета – ОБЖ, Россия в мире и физкультура.

Ребенок самостоятельно выбирает 60 процентов содержания своего образования, то есть мы закрепляем результаты эксперимента по профильной школе, позволяющие индивидуализировать процесс обучения. Это очень большое достижение, когда семья в содружестве со школой помогает ребенку выбрать ту траекторию движения, которая обеспечит ему дальнейшую социальную успешность.

- Можно пример? Ребенок собрался поступать на химический факультет. Какие он выбирает предметы?

- Из первой группы он берет русскую словесность на интегрированном уровне. Из иностранных языков, думаю, будущему ученому нужен английский язык на углубленном уровне. В группе математики и информатики он берет математику, алгебру и начала анализа, геометрию на профильном уровне, в группе общественных наук - обществознание, в группе естественных наук - химию на профильном уровне, а за счет шестой группы предметов он может выбрать информатику на базовом или профильном уровне. Таким образом, будущий химик изучает русскую словесность, английский язык, алгебру, геометрию, информатику, обществознание, химию и еще три обязательных предмета.

- Что в этом случае подразумевает предмет русская словесность?

- Это русский язык и литература. В любом случае этот предмет берется, и по нему предполагается сдача ЕГЭ.

- Каким вы видите выпускника школы, обучавшегося по новым стандартам?

- Это должен быть критически мыслящий человек, готовый к сотрудничеству, к ответственности за свои действия и их последствия, уважающий закон, понимающий ценность человеческой жизни, принимающий ценность личности, который любит свою семью, свой народ и его культуру. У подростка, заканчивающего школу, должны быть сформированы компетенции, которые позволяют ему проектировать свое будущее и заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

- Александр Михайлович, по вашему мнению, смогут ли девятиклассники сделать осознанный выбор?

- Результаты социологических исследований показали, что 75 процентов детей в девятом классе определились полностью со своим будущим направлением профессионального образования, 20 процентов - в целом определились, но могут изменить направление своей деятельности и только 5 процентов, и это абсолютно нормально, находятся в неопределенности. Поэтому, когда я слышу, особенно от профессионалов, что дети не определились, то, извините, значит, это не профессионалы, а если это родители, то они не очень хорошо знают своих детей.

- А сможет ли старшеклассник перейти из одной школы в другую?

- Здесь есть, конечно, проблема, поскольку в образовательных учреждениях на старшей ступени предполагаются индивидуальные учебные планы. Но эта проблема всегда была и всегда решалась. Переезжая в другую местность, родители всегда имеют возможность подобрать школу с соответствующим профилем обучения.

- Чем объясняется выделение трех обязательных предметов: ОБЖ, Россия в мире и физкультура?

- Когда, я слушаю от своих уважаемых оппонентов, которые сводят ОБЖ до уровня начальной военной подготовки, то я хотел бы им задать вопрос об их гражданской ответственности, особенно после Беслана, Домодедово и подобных событий. Курс ОБЖ предусматривает знание основ законодательства, формирование личной и гражданской позиции по отношению к угрозам современного мира, формирование представления о здоровом образе жизни, знание основных мер защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и так далее.

Физическая культура, думаю, ни у кого не вызывает вопросов.

Курс "Россия в мире" - завершающий школьный курс формирующий гражданскую позицию. Именно поэтому он обязателен для всех, а не является курсом по выбору. Но, в отличие от привычных нам предметных курсов, у него есть ряд особенностей. Человек живет в обществе, а это целостный организм, а не набор обособленных предметных знаний. Поэтому курс формируется как синтетический. Он должен сформировать целостный образ России в хронологически последовательные, но не связанные друг с другом напрямую переломные временные эпохи. Данный курс призван развивать аналитическое мышление школьника, способности анализа и синтеза.

- Тогда надо готовить педагогов и учебники для этого курса.

- Конечно. Мы обсуждали подходы к этому курсу с учителями из разных регионов. Учитывая, что стандарты станут обязательными в 2020 году, мы имеем достаточно времени для подготовки.

С сентября этого года первые школы в 14 субъектах (по одной – две от субъекта) начнут эксперимент по внедрению этого стандарта, если он будет утвержден. Школы для эксперимента отберут органы управления образованием субъектов. Это должны быть и городские, и сельские, и лицеи, то есть самые разные школы. Ключевые моменты, связанные с проблемами введения, получат свою оценку и будут выработаны рекомендации.

Версия для печати