НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон "Об образовании" россиян волнует меньше, чем закон "О полиции"

Закон "Об образовании" россиян волнует меньше, чем закон "О полиции" 17.01.2011
Россияне не проявляют повышенного интереса к новому закону "Об образовании" - с момента начала общественных обсуждений набралось чуть более 3,6 тысячи замечаний и предложений, тогда как по проекту закона "О полиции" их было более 20 тысяч. Основные темы, которые волнуют участников обсуждения образовательного закона: определение понятий платных и бесплатных образовательных услуг, роль родителей в образовательном процессе, компенсация оплаты учителям за телефон и интернет, создание единой образовательной программы для всех школ РФ.

Новый вариант законопроекта "Об образовании" размещен на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru для общественного обсуждения, которое заканчивается 1 февраля. Президент России Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта, подобное обсуждению закона "О полиции".

Новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное.

Большой активности в ходе обсуждения проекта закона "Об образовании" не замечено. Меньше всего общественность волнуют среднее профессиональное образование - 13 замечаний и предложений, профессиональное обучение - 30, дополнительное профессиональное образование - 31. Гораздо больший интерес вызвали общие положения - 592 предложения, глава про обучающихся и их родителей - 467 замечаний, педагогические, руководящие и иные работники организаций - 416, система образования - 399.


Непонятно, что бесплатно?

Участники общественного обсуждения в главе "Общие положения" обратили внимание, что в законе есть понятие платных образовательных услуг, а бесплатных - нет. "Все до одного юристы скажут: если нет этого слова, значит, нет и такого образования", - считают они.


Также они предлагают убрать из текста закона понятие "образовательная услуга". "Научить без определенных требований нельзя, а требовать и оказывать услугу одновременно невозможно", - отмечают пользователи.

По их мнению, в закон стоит добавить определение семейному обучению, "так как этот термин не разъяснен ни здесь, ни в статье, где упоминается семейное обучение".

Также россияне отмечают, что в законе должен содержаться прямой запрет на преподавание и пропаганду религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. По их мнению, религиозное образование люди должны получать частным образом и в заведениях, которые финансируются за счет религиозных объединений.

Участники обсуждения не оставили без внимания отсутствие в тексте закона буквы "ё". "Необходимо последовательно в тексте закона использовать букву "ё". Никто ещё эту букву из русского алфавита не исключил", - отмечают они.



Родителей в школу

Вторая по популярности глава у участников общественного обсуждения - "обучающиеся и их родители (законные представители)". Здесь участники образовательного процесса предлагают ввести "конкретные меры за неисполнение родительских обязанностей". "Что школа может сделать? Профилактический совет в школе, беседы классных руководителей, встреча с директором и так далее. А дети как не учились, так и не учатся. Родители перестали ходить в школу, им некогда - они работают", - считают пользователи.


"Мы разобщены не только на гражданском, но и на семейном уровне. И если закон будет обязывать родителей прийти в школу в течение учебного года хотя бы четыре раза на родительские собрания, хуже от этого никому не будет", - отмечают учителя.


Пользователи обращают внимание, что в законе не прописан такой вид стипендий, как социальная, также они предлагают закрепить ее размер. "Удивлена исключением из видов стипендий государственной социальной стипендии и поддерживаю включение ее в перечень видов стипендии", - говорит одна из участниц обсуждения. "Считаю, что минимальный размер стипендии должен быть закреплен законодательно. В законе нужно четко установить размер академической стипендии. По возможности, заложить больший размер, например, 2200", - добавляет другой пользователь.

Также россияне считают, что в законе стоит прописать стоимость оплаты за проживание в общежитии. "Оплата за общежитие не должна превышать 5% от государственной академической стипендии", - отмечает они.


Кто оплатит телефон и интернет?

Учителя активно отстаивают свои права в главе "Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Они предлагают установить денежную компенсацию для оплаты телефона и интернета. "Это связано с тем, что часто учителям из дома приходится обзванивать родителей учащихся во внеурочное время, чаще всего вечером после работы. Особенно это актуально для классных руководителей", - отмечают они.

Что касается компенсации для оплаты интернета, то педагоги это связывают с введением электронных журналов. "Реально в школе у учителя не всегда есть возможность попасть за компьютер. Поэтому чаще всего приходится заполнять журнал дома", - поясняют они.

Участники обсуждения обращают внимание на то, что "специальные механизмы поддержки педагогических работников, в том числе специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности" на практике не работают.


"На местах такой "механизм" уже действует: учителям-любимчикам руководство существенно (в разы) платит больше, чем рядовому учителю. Считаю, что все учителя должны получать одинаковую зарплату, просто ее уровень должен быть достойным", - считают педагоги. Они полагают, что если учитель халатно относится к своим обязанностям, "нужно применять не материальные, а дисциплинарные методы".


Пользователи также отмечают, что не имеет смысла законодательно регулировать репетиторскую деятельность. "Оно (репетиторство) будет существовать до тех пор, пока в образовании не будет налажено качественное образование", - пишут учителя. Педагоги предлагают прописать в законе возможность оплаты дополнительных занятий с отстающими или одаренными детьми, которые будут проводиться по заявлению родителей или педсовета.


Физкультура без оценок

При обсуждении главы "Система образования" участники отмечают, что физкультура должна перейти в разряд неоцениваемых предметов. "Невозможно оценивать физическое здоровье человека", - считают они.


Также, по мнению россиян, не стоит сокращать количество часов по русскому языку и литературе, а ОБЖ (основы безопасности и жизнедеятельности) следует оставить факультативным. Участники обсуждения отмечают, что образовательная программа для всех российских школ должна быть единой, "чтобы у детей не возникало проблем при переходе в другие школы".


"Прежде, чем утвердить эту единую образовательную программу, необходимо протестировать ее на детях. Все учебники должны проходить строгую проверку у комиссии, в которую должны входить педагоги, психологи, медики. Ни в коем случае нельзя учреждениям самостоятельно разрабатывать образовательные программы", - полагают россияне.

По мнению пользователей, бакалавриат, как уровень подготовки, следует отнести к среднему профессиональному образованию. "Это будет логично и более понятно работодателям", - считают они.

Также участники обсуждения отмечают, что сегодня художественные, музыкальные и балетные училища приравнены к техникумам, и "им навязываются те же условия приема и принципы работы как, например, машиностроительным, или медицинским, или кулинарным техникумам, что часто противоречит специфике их работы". "Эта система часто не укладывается в универсальные схемы, разработанные для старших классов общеобразовательной школы, и автоматически переносимые на средние специальные учебные заведения", - отмечают пользователи.


www.rian.ru


Версия для печати