НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Солдатов: аттестация учителя должна быть всесторонней

Солдатов: аттестация учителя должна быть всесторонней 05.08.2010

В соответствии с изменениями, внесенными в закон РФ «Об образовании», с 1 января 2011 года вступают в силу новые правила аттестации учителей. О том, как сделать оценку работы учителя более объективной, в интервью РИА Новости рассуждает руководитель Центра качества образования Академии социального управления, заслуженный учитель России Владимир Солдатов.

- Владимир Федорович, почему аттестации придается сегодня такое большое значение даже на самых высоких уровнях власти?

- Концепция модернизации образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагают необходимость повышения доступности, качества и эффективности образования, построение «новой школы». Реализация этих целей подразумевает целый комплекс мер, и важность аттестации учителей объясняется тем, что модернизировать школьное образование без улучшения качества учительского корпуса невозможно.

Ведь чему лет 10-20 назад учили студента – будущего учителя, допустим, истории? Истории и методике ее преподавания. Тогда не учили формировать компетенции – и тому, как это делать.

Конечно, необходима модернизация педагогического образования в целом, и этот вопрос поставлен в повестку дня. Но пока будет проведена реформа и вузы выпустят новых учителей, пройдут годы. Результат же нам нужен сейчас.

- Пока принято лишь положение о порядке проведения аттестации, конкретные методики разрабатываются. Как должна проходить аттестация, способная обеспечить объективную оценку преподавательской деятельности?

- Убежден, что аттестация должна проводиться преимущественно «заочно»: на основе результатов мониторинга профессиональной деятельности учителя. Не надо приходить на урок и нарушать учебный процесс. Для многих учителей – это стресс. Для некоторых – заранее подготовленное шоу. Устроить его несложно: дети будут без конца поднимать руки, ответы – отскакивать от зубов! Тем более, что посещение двух-трех занятий не может дать реального представления о качестве преподавательской деятельности.

В основе аттестации учителей должны лежать образовательные результаты их учащихся.

Мониторинг работы учителя в рамках внутришкольного контроля существовал всегда. Просто надо придать ему некую целенаправленность, использовав опыт конкурсного отбора лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование». Содержательная справка по всем результатам может быть основанием для принятия решения об аттестации.

- Однако в данном случае могут влиять личные отношения учителя с администрацией школы…

- Противоядие от субъективности – гласность и открытость: справка должна быть согласована с методическим объединением учителей школы или муниципалитета и управляющим советом школы. Последним в связи с новой системой оплаты труда фактически дали право определять критерии качества обучения при распределении стимулирующей части зарплаты учителей. Логичным было бы предоставить управляющим советам и право согласовывать документы, отражающие результативность деятельности учителя – для аттестации. При отсутствии противоречий в оценках и претензий со стороны учителя решение может быть принято без каких-либо иных дополнительных процедур.

Очная процедура с участием экспертов нужна лишь в случае конфликтной ситуации или при недостаточности аттестационных материалов.

- Позволяет ли положение проводить аттестацию в соответствии с описанной процедурой?

- С одной стороны, да: в нем указано, что она проводится «на основе оценки их (учителей) профессиональной деятельности». С другой – сказано, что «педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности». Письменная часть проверяет знания. Но я видел достаточно учителей, которые много знают, но не умеют научить – и наоборот. Профессиональная компетентность проявляется только в деятельности и ее результатах. Поэтому методистам, разработчикам материалов для письменного экзамена нужно весьма тщательно отнестись к их содержанию.

- А как вы относитесь к учету в аттестации результатов ЕГЭ и государственной итоговой аттестации (ГИА)?

- Здесь есть некоторые ограничения: подобных профессиональных свидетельств не предусмотрено для учителей начальной школы и педагогов 5-8 классов.

Или как быть с результатами класса, который, проучившись несколько лет у одного учителя, в 11-м перешел к другому? Как учесть, кто в большей степени повлиял на результативность освоения образовательной программы?

Поэтому промежуточные данные в течение нескольких лет ведения учителем класса гораздо показательнее. Они позволяют отследить динамику качества и результативности преподавания.

Гарантией объективности и защитой от завышения оценок будет рассмотрение итоговых (четвертных, годовых) результатов по предмету.

Правда, так можно измерить лишь предметные знания: методики формирования, измерения и фиксации других результатов (ключевых компетенций, социального опыта) находятся пока в стадии разработки.


Версия для печати