НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема обучения в течение жизни касается всего общества - эксперты

Тема обучения в течение жизни касается всего общества - эксперты 08.06.2010
Концепция «обучения в течение всей жизни» (lifelong learning) касается всего общества, а не только специалистов в области образования, являясь важным инструментом формирования человеческого капитала для инновационной экономики, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе "Lifelong Learning – актуален ли европейский тренд для России?" в РИА Новости.

По словам директора Центра изучения проблем профессионального образования Ольги Олейниковой, lifelong learning – это не только возможность пополнять собственные знания на протяжении всей жизни, но и «ключ к построению новой экомики».

«Инновационная сущность этого явления заключается в том, что здесь идет сращивание логики образования и логики бизнеса. В странах ЕС все признают, что образование - это важнейший фактор развития экономики, ключ к развитию человеческого капитала, без которого не возможно построение новой экономики, основанной на знаниях», - сказала Олейникова.

Она добавила, что европейские страны после принятия этой концепции на вооружение и разработки стратегии обучения в течение всей жизни продвинулись в своем экономическом развитии.

«Страны Европы уже к 2007 году представили отчеты о реализации стратегии обучения в течении всей жизни. В каждой стране результаты разные, но общеевропейская тенденция заключается в том, что страны, принявшие стратегию lifelong learning, продвинулись в своем экономическом развитии, формировании человеческого капитала», - сказала Олейникова.

Говоря о ситуации в России, она высказала мнение, что словосочетание «обучение в течение всей жизни» зачастую воспринимается как полный синоним процесса профессиональной переподготовки, что мешает выработке концепции такого обучения как более объемного процесса.

«Отсутствие концепции lifelong learning накладывает отпечаток на формирование национальной стратегии образования. Это мешает интегрироваться в современные процессы общественного развития, оставляет Россию на уровне индустриального общества», - полагает Олейникова.

В свою очередь, президент Международного консорциума «Электронный университет» Владимир Тихомиров отметил, что существующей сегодня в России системой профессиональной переподготовки ежегодно пользуются около 5% работающего населения, в то время как в развитых странах различными формами повышения квалификации и получения новых знаний охвачено 70-80% работающих.

Он добавил, что система высшего образования должна в большей степени ориентироваться на нужды экономики знаний, модернизационной экономики. «Российские вузы выпускают специалистов, на три-пять поколений отставая в области техники и технологии, «производя» тем самым неконкурентную рабочую силу», - считает Тихомиров.

В качестве одного из решений проблемы он предложил уделять больше внимания развитию рынка провайдеров услуг в области lifelong learning, приведя в качестве успешного примера Южную Корею. «Могу сказать на примере Южной Кореи. Им удалось создать около двух тысяч провайдеров в системе Lifelong learning», - пояснил Тихомиров.

www.rian.ru


Версия для печати