Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

4 класс, часть 1
Консультация 1. Уроки 1 – 16.

В первой части учебника завершается изучение действий с натуральными числами, ставится проблема их недостаточности для выражения результатов измерений величин и действий с числами и вводятся обыкновенные дроби.

Программа 4 класса начинается с темы «Неравенства», в процессе изучения которой учащиеся уточняют это понятие, связывая его с понятием высказывания, знакомятся с новыми видами неравенств и решают их на множестве изученных к этому времени чисел (неотрицательных целых чисел). Как обычно, параллельно с изучением первой темы проводится вводное повторение курса 3 класса.

Данная тема очень удобна для включения учеников в учебный процесс после летнего отдыха. С одной стороны, она является частью алгебраической линии, которая не является основной для курса начальной школы. Поэтому возможные пробелы в ее усвоении, связанные с началом учебного года, не окажут негативного влияния на изучение стержневых вопросов программы.

С другой стороны, она удобна для повторения, так как актуализирует целый спектр приемов устных вычислений и таких важнейших понятий, как высказывание, переменная, числовой луч, множество, подмножество, элемент, объединение, пересечение и т. д. Здесь же активно тренируются мыслительные операции, внимание, память, речь, пространственные отношения, графические умения.

Материал этой темы интересен для обучающихся, подкрепляется графическими моделями и достаточно легко усваивается ими, так как требует опоры лишь на здравый смысл, а не на знания, которые за лето могли легко забыться.

Вместе с тем работа с неравенствами постепенно подводит учащихся к изучению принципиально важного и наиболее трудного для них вопроса программы — делению многозначных чисел. От решения двойных неравенств они переходят к использованию их для оценки результатов арифметических действий. При этом повторяются зависимости между компонентами и результатами всех действий, приемы устных вычислений с круглыми числами и все изученные в 3 классе приемы письменных вычислений с многозначными числами, в том числе и деление с остатком. После этого громоздкие оценки действий заменяются «легкими» прикидками, и — все готово для вывода алгоритма деления многозначных чисел. Этот вывод опирается на уже известный учащимся из курса 3 класса последовательный переход от деления более крупных счетных единиц к делению более мелких единиц.

Скачать полную консультацию