Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

3 класс, часть 1
Консультация 1. Уроки 1 – 17.

Первая часть учебника «Математика–3» изучается по программе 1–4 в I четверти 3 класса. К настоящему времени учащиеся освоили нумерацию трехзначных чисел, сложение и вычитание в пределах 1000, выучили таблицу умножения, научились решать примеры на порядок действий, простейшие уравнения всех видов (а + х = b, а – х = b, х – а = b, а · х = b, а : х = b, х : а = b), простые задачи на все 4 арифметических действия, задачи на разностное и кратное сравнение и некоторые виды составных задач (с числовыми и буквенными данными). Были рассмотрены деление с остатком, внетабличное умножение и деление в пределах 100, а также сводящиеся к нему случаи умножения и деления в пределах 1000.

Важнейшей задачей становится теперь отработка и доведение до уровня автоматизированного навыка изученных приемов устных и письменных вычислений. Параллельно с этим учащиеся знакомятся с понятиями множества и его элементов, рассматривают операции объединения и пересечения множеств и их свойства, знакомятся с теоретико-множественной символикой. Серьезное внимание уделяется раскрытию аналогии между действиями с множествами и действиями с числами, которая помогает осмыслить процесс исторического развития понятия числа, связать происхождение чисел и действий с ними с жизненно важными практическими задачами сложения и вычитания множеств объектов.

Вопросы исторического развития различных систем счета и записи чисел достаточно подробно рассматриваются не только во внеклассной работе, но и на уроках. Эти уроки призваны способствовать формированию у учащихся представлений о математическом методе исследования реального мира, развитию у них познавательного интереса. Здесь же мотивируется дальнейшее изучение нумерации многозначных чисел и действий с ними, которое непосредственно следует за изучением множеств.

Параллельно с изучением множеств повторяется и закрепляется материал, изученный ранее: приемы устных и письменных вычислений, решение текстовых задач, уравнений, решение примеров на порядок действий, свойства арифметических действий, геометрический материал и т. д. Соответствующие примеры включаются в каждый урок на этапах актуализации знаний (если задания на повторение вписываются в подготовку учащихся к этапу «открытия» нового знания), первичного закрепления, повторения. Формы работы могут быть самыми разнообразными: коллективный диалог, математический диктант, работа в парах, группах, игра, соревнование и т. д. Одновременно идет подготовка учеников к изучению нового материала на последующих уроках.

Скачать полную консультацию 1. для 3 класса часть 1. Уроки 1 – 17.