Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

4 класс, часть 1
Консультация 2. Уроки 17 – 28.

На уроках 17 – 20 формируется представление об оценке площади фигур, умение оценивать площади фигур неправильной формы, учащиеся познакомятся с новым измерительным инструментом — палеткой, у них сформируется умение измерять площади фигур неправильной формы с помощью палетки. Также на этих уроках формируется представление о дроби как о числе, выражающем часть единиц счета или измерения, и об истории формирования понятия дроби. Учащиеся закрепляют алгоритм деления многозначных чисел и все действия с многозначными числами.

После введения алгоритма деления многозначных чисел на всех последующих уроках курса 4 класса, в том числе и на уроках 17–20, идет отработка и закрепление всех действий с натуральными числами, и особенно — действия деления. Параллельно с этим учащимся предлагается в основном материал пропедевтического плана, который еще не раз встретится им в средней школе. Вместе с тем изучение его на данном этапе чрезвычайно важно для всех обучающихся, независимо от темпа их индивидуального развития, — каждому со своей стороны. Менее подготовленные учащиеся получают шанс быть успешными при построении новых чисел — дробей, так как для их записи и операций с ними не требуется знания громоздких алгоритмов, большого объема внимания и памяти. При этом они могут, не спеша, доработать то, что вызывало у них затруднение при выполнении действий с натуральными числами. Для этого предназначены «длинные» примеры и уравнения, различные игровые задания. Ученики, которые развиваются быстрее, не стоят на месте — для них в учебнике, дополнительно к основному материалу по дробям, предложены задания на смекалку, развивающие их мыслительные операции и деятельностные способности. Одновременно создается прочная база для успешного обучения в средней школе всех учащихся.

Блок уроков 17–20 образует «мостик», по которому учащиеся переходят от знакомого им материала — неравенства, оценки, прикидки и т. д. — к постановке проблемы недостаточности изученных чисел для выражения результатов измерения величин и действий с числами. Важно, чтобы четвероклассники «прожили» эту проблему, пропустили через себя, ощутили себя в роли древних исследователей, которые медленно и постепенно, шаг за шагом придумывают способы обозначения новых чисел и алгоритмы действий с ними. Главным итогом данных уроков должно быть положительное самоопределение учащихся к изучению следующей темы — дроби.

Скачать полную консультацию