Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

2 класс, часть 2
Консультация 5. Уроки 1 – 15.

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.»

А.П. Конфорович

На уроках 1 – 3 формируются представления о новом арифметическом действии – умножении, раскрывается его смысл, учащиеся знакомятся с соответствующей терминологией и символикой, а также выявляется взаимосвязь между множителями и произведением, тренируются вычислительные навыки, счет через 8.

При введении умножения важно показать ученикам практическую целесообразность нового арифметического действия. Она заключается в том, что решение многих практических задач с помощью известных действий неудобно, а иногда невозможно.

Приведем возможный вариант введения действия умножения на уроке 1.

Учащимся предлагается в ходе актуализации знаний решить несколько задач, в которых необходимо найти сумму одинаковых слагаемых.

В результате выполнения этих заданий учащиеся должны заметить, что во всех них речь идет о переходе от более крупной единицы счета к более мелкой: «пятки» - штуки, большие клетки – маленькие клетки, банка – чашка, килограмм – штука. Значит, при выражении значения величины в более мелкой мерке возникает необходимость вычислять суммы равных слагаемых. Этот вывод очень важен, так как он показывает неслучайность появления таких сумм, их практическую целесообразность.

Проблемную ситуацию на уроке можно развернуть в связи с составлением выражения к задаче 2, стр. 65: «В школе 856 учеников. К празднику каждому ученику решили подарить книгу по цене 120 рублей. Сколько рублей стоит эта покупка?».

Составляя выражение 120 + 120 + 120 + 120 + 120 + …, учащиеся на каком-то шаге осознают практическую невыполнимость данного задания, причем, чем выше их уровень развития, тем они поймут это быстрее. Но сколько бы слагаемых не пришлось записать, надо дождаться осмысления детьми возникшего затруднения, которое должно быть зафиксировано ими в речи.

На этапе постановки проблемы устанавливается, где и почему возникло затруднение: оно возникло при составлении суммы равных слагаемых из-за того, что слагаемых слишком много.

Однако такие суммы часто встречаются в задачах. Поэтому цель настоящего урока – узнать, как записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых, независимо от их количества. Учитель сообщает, что операция нахождения суммы одинаковых слагаемых в математике называют умножением. Это новое арифметическое действие. Таким образом, учащиеся сами могут сформулировать тему урока: «Умножение».

Если в учебнике тема была закрыта клейкой лентой, то здесь учащиеся ее снимают. Можно еще раз проговорить с ними, что необходимость введения действия умножения возникает при переходе к новым, более мелким единицам измерения. 

Скачать консультацию полностью (.doc, 70КБ)