Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

4 класс, часть 2

Консультация 6. Уроки 9 –22.

На уроках 9–22 формирется умение исследовать изменения расстояния между двумя движущимися объектами по координатному лучу и фиксировать результаты изменения расстояния с помощью таблиц, формируются понятия скорости сближения и скорости удаления двух объектов и вывести соответствующие формулы (4 случая), учащиеся выводят формулу одновременного движения s = vсбл. · tвстр. и сформировать умение использовать ее для решения задач. Также на этих уроках тренируется умение выполнять действия с многозначными и смешанными числами, решать текстовые задачи и уравнения изученных видов.

Уроки 9–22 посвящены изучению одновременного движения двух объектов. Основными особенностями методики изучения этого вопроса в данном курсе являются:

1) Вывод учащимися закономерностей одновременного движения двух объектов на основе самостоятельного построения ими графических моделей движения на координатном луче.

2) Фиксация установленных закономерностей одновременного движения табличным и аналитическим (формульным) способами.

3) Сравнение и сопоставление всех видов одновременного движения, их обобщение и систематизация.

На уроках 9–11 изученные ранее способы моделирования движения объекта по координатному лучу актуализируются и распространяются на случай одновременного движения двух объектов. На этой основе на уроках 12–13 строятся понятия скорости сближения и скорости удаления объектов и выводятся соответствующие формулы для всех 4 случаев одновременного движения. Уроки 14–17 посвящены отдельному исследованию каждого вида движения и наблюдению закономерностей изменения расстояния между движущимися объектами. Эти расстояния вычисляются с помощью формул скорости сближения и скорости удаления. На уроках 18–21 строится и отрабатывается формула одновременного движения s = vсбл. · tвстр. для случаев встречного движения и движения вдогонку.Урок 22 посвящен обобщению и систематизации всех изученных сведений об одновременном движении объектов. Уроки рефлексии по данному материалу предусмотрены на уроках 22, 25, 31, 33 и 34 учебника, а также по материалам самостоятельных работ 21–26 из сборника «Самостоятельные и контрольные работы» : при 4 ч в неделю — после уроков 25, 27, 29 и 34, а при 5 ч в неделю — после уроков 22, 25, 27, 29, 31 и 34. После урока 34 проводится контрольная работа № 5 .

На уроке 9 учащиеся уточняют способ изображения движения объекта по координатному лучу и тренируются в фиксации результатов этого движения с помощью таблиц и формул. Если подготовительная работа к данному уроку проводилась не системно, то уточняются следующие правила построения графических моделей движения:

1) Стрелка выходит из точки, откуда началось движение.

2) Длина стрелки соответствует скорости движения.

3) Точки показывают положение объекта через каждую единицу времени, а дуги — пройденный за каждую единицу времени путь.

В более подготовленных классах, когда перечисленные правила хорошо усвоены учащимися и не представляют для них затруднений, проблемную ситуацию можно развернуть вокруг построения формул, описывающих зависимость координаты движущегося объекта от времени движения. Приведем вариант этапа актуализации знаний для такого случая. Эта работа станет существенным шагом в развитии функционального мышления учащихся.

Скачать консультацию за февраль