Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

4 класс, часть 2

Консультация 4. Уроки 9 – 18.

На уроке 9 вводится понятие неправильной дроби. На этапе актуализации знаний этого урока надо уточнить с учащимися взаимосвязь между чертой дроби и знаком деления, изученные правила сравнения, сложения и вычитания дробей, а затем выполнить №1, стр. 3.

Для создания проблемной ситуации можно предложить им индивидуальное задание на нахождение частного двух чисел, значение которого выражается неправильной дробью, например:

– Решите задачу и отметьте полученное число на числовом луче: «Четверо охотников сварили 9 одинаковых картофелин и разделили их поровну. Сколько картофелин досталось каждому?»

При решении этой задачи мнения учеников разделятся. Часть из них составят выражение 9 : 4 и получат дробь . Другие составят такое же выражение, но, ориентируясь на смысл дроби, не запишут ответ. Проблемы возникнут и с расположением полученного числа на числовом луче. Учитель помогает четвероклассникам зафиксировать свое затруднение: «Мы пока не можем разделить 9 на 4» .

На этапе постановки учебной задачи устанавливается причина затруднения: делимое больше делителя, поэтому числитель дроби оказался больше знаменателя, а мы не знаем, как действовать с такими дробями. Учитель сообщает, что дроби, в которых числитель больше или равен знаменателю, называют неправильными дробями, в противоположность обычным, правильным дробям. Учащиеся формулируют цель – выявить свойства неправильных дробей, их место на числовом луче, научиться их сравнивать, складывать и вычитать. Соответственно, тема урока: «Правильные и неправильные дроби».

Этап «открытия» нового знания можно развернуть вокруг обозначения дробями точек числового луча, который встретился учащимся при решении последней задачи. Такое же построение выполняется на доске. Продолжая закономерность в расположении дробей первого единичного отрезка, учащиеся должны получить следующий чертеж (№5, стр. 14):