Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

1 класс, часть 3.

Консультация 8. Уроки 28 – 37.

«Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка». А. Д. Александров (1912 – 1999)

На данных уроках учащиеся осваивают нумерацию двузначных чисел, учатся их считать, сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд), решают задачи и уравнения изученных видов с двузначными числами; учатся выполнять действия с длинами отрезков, выраженными в дециметрах и сантиметрах. Обращаем внимание, что на уроках активно используется дидактическое пособие «Геометрического лото» которое должно быть у каждого ученика на столе.

Идея позиционной десятичной записи чисел основывается на принципе укрупнения счетных единиц и их выражении в десятках и единицах. Поэтомуна уроке 28 ведется подготовительная работа к изучению нумерации двузначных чисел и действий с ними. На этапе актуализации знаний учащиеся вспоминают, как выразить большое количество предметов с помощью укрупнения единиц счета. Они выражают в десятках и единицах и выкладывают на парте с помощью моделей треугольников и точек полученные числа: например, количество тетрадей – 3 д 4 е, количество карандашей – 4 д 6 е; записывают с помощью треугольников и точек в тетради в клетку. В результате работы на уроке учащиеся осознают, что изображение треугольника заменяет собой десять точек.

При сложении и вычитании чисел, выраженных в десятках и единицах, сначала примеры решаются графически (целесообразно, чтобы ученики сначала выкладывали на партах предметные модели примеров), а затем составляется соответствующие им числовые равенства. Таким образом, дети учатся записывать результат счета десятками и единицами, а также складывать и вычитать числа, выраженные в десятках и единицах. Выводы, полученные на уроке, фиксируется в эталоне.

На уроке 29 учащиеся осознают, что пользоваться такой громоздкой записью неудобно. Числа можно записать короче: убрать буквы «д» и «е», а оставшиеся цифры сблизить. Получается двузначное число, в котором левая цифра показывает число десятков, а правая − число единиц: так, в числе 45 – 4 десятка и 5 единиц. Многие учащиеся уже знают способ записи и чтения двузначных чисел, так как, большая подготовительная работа была проведена в прописи. Задача данного урока – уточнить названия чисел до 20 и осознать, что левая цифра в записи выражает число полных десятков, а правая – число единиц. На данном уроке отрабатывается умение представлять числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых и записывать соответствующие случаи вычитания на основе взаимосвязи между частью и целым.

Скачать консультацию №8 для 1 класса