Роль Ассоциации «Школа 2000...» в реализации ценностей современного обучения

Роль Ассоциации «Школа 2000...» в реализации ценностей современного обучения

В системе духовных оснований культуры идеалы прогресса, из­менений, инноваций всегда тесно связаны с пониманием человеком своих возможностей и места в окружающем мире. При этом могуще­ственным средством нравственно-идеологического формирования личности, раскрытия и развития ее индивидуальности, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности во все време­на было образование. Иначе говоря, понимание деятельностной ос­новы мира, в котором мы живем, возникает только в результате вос­питания требуемых качеств и умений.

Деятельность задается целевыми установками, средствами и тех­нологией. Изменение целей влечет за собой изменение методов, ко­торыми оперирует субъект деятельности. Таким образом, приоритет­ным элементом организации деятельности являются целевые установки, предопределяемые, в свою очередь, системой ценностей, сформированной в процессе воспитания.

Как правило, предпочтение тем или иным ценностям задает со­ответствующее направление деятельности и приводит к результатам, которые можно рассматривать с позиции существующих в социуме этических норм.

Обучение - особый вид деятельности, направленный на измене­ние способностей человека. Приобретение новых способностей про­исходит, если индивид включен в процесс трансформации качеств и типов деятельности. Другими словами, его способности должны пред­ставлять собой систему, которая адекватна процессу познания и ок­ружающей действительности. Пренебрежение общественно значи­мыми ценностными ориентациями чревато утратой духовного отношения к миру, так как воспитание всегда направлено на сердце учащегося, страсти и устремления которого требуется упорядочивать и облагораживать.

Поскольку педагогическое общение представляет собой целост­ную систему социально-психологического взаимодействия и воздей­ствия, содержащую в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуни­кативных средств, то образование можно рассматривать как систе­му идей, типов деятельности, общения и способов практического воз­действия на окружающую действительность. Поэтому социальные потрясения и реформы напрямую затрагивают образовательную сфе­ру При этом на нее возлагается высокая ответственность за происхо­дящее. Однако сегодня далеко не всеми осознается потребность со­здания школы, в основе которой лежит уважение к личности ребенка и приоритет его интересов.

Основной проблемой для современного российского образования является переход от одних ценностей к другим. Социальный заказ сформулировал потребность в новых, духовно развитых, членах об­щества, обладающих креативными, аналитическими и коммуника­тивными качествами, способных к самообразованию и самореализа­ции. Отсюда - одна из главных задач воспитания: пробудить интерес человека к самому себе. Когда это удастся в полной мере сделать, духовное возрождение России станет по-настоящему возможным.

В сфере образования на протяжении десяти последних лет дидактическая система, созданная в Ассоциации «Школа 2000...»», отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обу­чению: технология деятельностного метода нацелена на формирова­ние необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовно развитой личности в процессе профессионального развития.

К достижениям научного коллектива Ассоциации «Школа 2000...» можно отнести: формирование у педагогов и общественности совре­менных представлений о фундаментальности образования, подготов­ку педагогических кадров и организацию инновационной экспери­ментальной работы на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ПРО, создание и внедрение усло­вий непрерывного освоения профессиональных знаний, предостав­ление высокого качества образовательных услуг.

Российская академия образования выражает коллективу Ассоци­ации «Школа 2000...» глубокую признательность за существенный научный вклад в развитие образовательных технологий, отвечающих современным общественным требованиям.


Президент Российской академии образования

Н.Д. Никандров


Прикрепленные файлы:




Версия для печати