Вводная консультация

Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (автор Л.Г. Петерсон)

Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (ДСДМ) включает в себя описание образовательных целей и метода их реализации, технологию дея-тельностного метода, типологию уроков, систему дидактических принципов, методическое обеспечение, систему диагностики и контроля результатов обучения, систему подготовки педагогических кадров.


Технология деятельностного метода

Технология деятельностного метода (ТДМ) описывает последовательность дея-тельностных шагов, которые должны быть реализованы в процессе обучения для включения учащегося в учебную деятельность. Принципиальным отличием технологии дея-тельностного метода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, а во-вторых, она переводит ученика в позицию субъекта учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин ученик получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

ТДМ может использоваться учителем в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом уровнях.


Система дидактических принципов

Исходя из условий воспроизводимости базового процесса в системе деятельности «учитель – ученик», реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и эта-пами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психо-логических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, со-циокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип мимнимакса – заключается в следующем: школа должна предложить уче-нику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (Федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообра-зующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Данная система дидактических принципов обеспечивает здоровьесберегающий учеб-ный процесс и сохраняет свое значение также в системе воспитательной работы. Она син-тезирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования (П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.) с позиций преемственности с тради-ционной школой.

При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности заменяется принципом активности. Принцип активности предполагает активизацию деятельности учащихся в процессе объяснения нового знания (проблемное объяснение).


Типы уроков

Для того чтобы обеспечить прохождение учеником всех этапов построения системы знаний, умений и способностей, в дидактической системе «Школа 2000...» выделены следующие типы уроков:

  • уроки открытия нового знания, где учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий, а также получают первичные представления об их примене-нии;
  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректировать свою учебную деятельность;
  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать резуль-таты своей учебной деятельности;
  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и системати-зацию знаний по курсу математики.

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся также имеют возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты. Так, если на уроках от-крытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний.

Более подробно познакомиться со структурой уроков вышеуказанных типов и получить методические рекомендации по их подготовке и проведению можно в пособии Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышевой «Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе "Школа 2000…"».


Самостоятельные и контрольные работы

Варианты самостоятельных и контрольных работ учащихся по всему курсу математики «Учусь учиться» для 5 и 6 классов предложены в методических пособиях:

1. Сборник самостоятельных и контрольных работ к учебникам математики 5–6 класса

2. Геометрическая линия в учебниках математики 5–6 классов Г.В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон